Параграф 3 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 3. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроенийПочему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 3. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений
Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе?
Военные действия истощали экономику страны. Промышленность и сельское хозяйство не справлялись с военными и гражданскими потребностями. В стране возникли дефицит продовольствия и товаров первой необходимости, что привело к росту цен и ухудшению уровня жизни.
Противоречия внутри политической элиты, конфликт между правительством и Государственной думой, а также кризис доверия к царскому режиму привели к утрате контроля над ситуацией в стране. Оппозиционные партии и общественные организации требовали реформ, однако правительство игнорировало их призывы.
Война усилила социальное неравенство. Рабочие классы и крестьяне несли основное бремя войны, в то время как элиты часто воспринимались как коррумпированные и оторванные от реальных нужд народа. Война только углубила существующие социальные конфликты.
1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.?
В начале войны русское общество переживало небывалый патриотический подъём. Власть получила поддержку практически всех слоёв населения. В начавшейся войне власть поддержали и либеральные партии.
2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны.
В городе и деревне шла запись добровольцев. Этот народный порыв был массовым не только в центральных губерниях, но и на Кавказе, где из числа мусульман-добровольцев была создана Кавказская туземная конная дивизия, показавшая на фронте яркие примеры мужества и стойкости. Женщины поступали на курсы сестёр милосердия, по окончании которых работали в военных госпиталях. Практически все крупнейшие российские предприниматели, деятели науки, культуры, образования помогали семьям военных.
Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы?
Я думаю, царское правительство при выпуске военных займов рассчитывало на поддержку мобилизованных военных, простых людей, которым могут быть необходимы средства.
С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными?
В 1915 г. были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имевшихся в стране ресурсов для нужд фронта - «Особые совещания» по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам и делам беженцев.
Для организации производства оборонной продукции предприниматели создавали губернские военно-промышленные комитеты, замыкавшиеся на Центральный военно-промышленный комитет. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и Всероссийский союз городов взяли на себя вопросы организации медицинского обслуживания раненых, поступавших с фронта. При поддержке этих организаций в армию поступали самолёты-бомбардировщики, полугусеничные автомобили и противогазы.
Тем не менее сохранявшееся превосходство германских войск в тяжёлой артиллерии и ряде других видов вооружений вело к большим потерям в русской армии.
1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему?
Затяжная война значительно ухудшила жизнь людей. Резкий рост промышленности, работавшей на оборону, произошёл за счёт сокращения выпуска товаров потребления. Их стало меньше, цены на них повысились. Железные дороги были загружены военными перевозками, что вызывало перебои в снабжении продуктами питания. В крупных городах начала ощущаться нехватка хлеба.
С весны 1916 г. в ряде губерний правительство ввело карточную систему на некоторые продукты питания (например, сахар).
Петроград и Москва столкнулись с необычным ранее явлением - очередями. Фиксируя настроения людей, полиция отмечала, что очереди всё больше начинали напоминать политические клубы. Вновь начало набирать силу забастовочное движение. Нередко вместе с экономическими требованиями стали звучать и политические.
2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ.
Неудачи на фронте, потери территорий вызвали тревогу в обществе. Нарастание революционных настроений заставило перейти к критике царского правительства и выдвинуть идею создания правительства «народного доверия». Эту идею поддержало большинство думских фракций. В августе 1915 г. в Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название «Прогрессивный блок» (235 депутатов из 422).
Сложившуюся к концу 1916 г ситуацию можно охарактеризовать как кризис власти, так как в данный период настроения в обществе были настроены против власти. Политическая оппозиция также выдвигала антиправительственные лозунги.
3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»?
«Оборонцы», также выступавшие с социалистических позиций (лидер – Г. Плеханов), призывали к защите Отечества, прекращению на время войны выступлений против правительства.
Меньшевики-интернационалисты (лидер – Ю. Мартов), а также Л. Троцкий занимали позицию «революционного пацифизма»: резко критикуя несправедливый, «империалистический» характер войны, они призывали рабочих стран Европы (и России) к проведению антивоенных акций под лозунгами борьбы за мир.
Наиболее последовательную «революционную» позицию отста-ивали В. Ленин и большевики: если народы Европы хотят скорейшего заключения мира, они должны повести против мировой войны «революционную войну» и стремиться к «превращению войны правительств в войну гражданскую». Это означает, говорил Ленин, что социалисты во всех европейских государствах должны желать поражения своих правительств – только тогда они останутся настоящими революционерами. За эту позицию, в противовес «оборонцам», большевиков стали называть «пораженцами».
К кому из них вы могли бы примкнуть и почему?
Я бы хотела примкнуть к «оборонцам», потому что я считаю, что их позиция помогла бы довести войну до конца без больших социальных потрясений. Кроме того, это гарантия безопасности для страны об отсутствии интервенции и распада государства.
1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию – картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа?
На картине Б. Рыбченкова «1916 год» можно увидеть тяжёлые условия жизни, вызванные Первой мировой войной. Изображены измождённые лица людей, бедная, обветшалая одежда и очереди свидетельствуют об ухудшении жизни.
2. В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <…> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <…> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал?
Заявление отражает позицию оборончества – призыв защищать страну, несмотря на недовольство текущей властью. Это мнение, что нельзя отказываться от защиты родины даже при антимонархических взглядах. Эту позицию поддерживал Г. В. Плеханов.
3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями?
К концу 1916 года отношение к войне изменилось из-за огромных людских потерь, нехватки продовольствия, экономического кризиса и обострения социального неравенства. Население начало испытывать усталость от войны, утратив патриотический настрой. Это совпадало с настроениями в других странах Европы, где население также устало от продолжительной войны, экономических трудностей и потерь на фронте.
4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх).
Сходства:
• Обе войны вызвали недовольство в обществе и усилили революционные настроения в России
• Поражения на фронтах стали причиной политического кризиса и изменили общественные настроения
• Экономические и социальные трудности, вызванные войнами, привели к дефициту продовольствия и ухудшению жизни народа
Различия:
• Русско-японская война велась за контроль над Дальним Востоком, а Первая мировая война – за европейское и мировое господство
• В Русско-японской войне Россия столкнулась с одной державой (Японией), в Первой мировой – с коалицией (Германия и Австро-Венгрия)
• Первая мировая война была гораздо более масштабной по числу участников и протяжённости фронтов.
5*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1916 г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2-3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё.
Аргументы за:
• Огромные потери на фронтах и значительное истощение человеческих и материальных ресурсов делали продолжение войны невозможным
• Экономический кризис и нехватка продовольствия, топлива и сырья усилили напряжение в обществе, что привело к массовым беспорядкам и росту дезертирства в армии
• Усиливающаяся революционная активность и недовольство правительством среди широких слоёв населения сделали политическую ситуацию крайне нестабильной
Аргументы против:
• Брусиловский прорыв в 1916 году показал, что русская армия способна на успешные наступательные действия и сохраняет боеспособность
• Союзники России (Франция и Великобритания) продолжали поддерживать её в войне, а военная помощь от союзников могла бы усилить российские позиции на фронте
• Несмотря на потери, Россия по-прежнему обладала значительными ресурсами, и при грамотной мобилизации экономики можно было бы продолжать войну
6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914-1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железно-дорожный транспорт и др.) на территории вашего региона.
В 1914-1916 гг. военная промышленность России испытывала острый дефицит кадров, сырья и оборудования. Мобилизация больших масс мужского населения на фронт привела к нехватке рабочих на заводах. В условиях войны производство было перегружено заказами на оружие и снаряжение, что усугубляло экономические трудности. Военные заказы выполнялись с большими задержками, а качество продукции ухудшилось. Однако постепенно, к 1916 году, благодаря усилиям военного командования и государства, удалось организовать производство на более высоком уровне, что позволило обеспечить армию значительной частью необходимого вооружения.
7*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914-1916 гг.».
1. Обстановка накануне Первой мировой войны
a. Патриотический подъем
b. Поддержка со стороны либеральных партий
2. Экономика России в годы войны
a. Милитаризация экономики
b. Создание «Особых совещаний»
c. Создание военно-промышленных комитетов
3. Власть и общество в годы войны
a. Изменение настроений
b. Падение уровня жизни
c. Деятельность политических партий
d. Продразверстка
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?» – октябрь 1915 г
2) образование «Прогрессивного блока» – август 1915 г
3) геноцид армян в Османской империи – весна 1915 г
4) создание Всероссийского земского союза – 1914 г
5) Циммервальдская международная конференция – сентябрь 1915 г
Ответ: 4, 3, 2, 5, 1
Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок».
Прогрессивный блок — это объединение либеральных и умеренно-консервативных фракций Государственной думы Российской империи, созданное в августе 1915 года в ответ на политический кризис, вызванный неудачами России в Первой мировой войне.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Главной целью блока было проведение политических и социальных реформ, а также усиление контроля парламента над правительством.
Блок предложил программу из 11 пунктов, в которой требовал создания «правительства народного доверия», демократизации управления и реформы в области внутренней политики, включая установление контроля парламента над исполнительной властью. Однако Николай II отверг эти предложения, что усилило оппозиционные настроения в стране.
1. Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти?
Данную речь произнёс лидер Прогрессивного блока и член Государственной думы Павел Милюков 1 ноября 1916 года. Власти отреагировали на эту речь крайне негативно, но не приняли никаких решительных мер, что только усилило общественное недовольство и подрыв доверия к правительству.
2. Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.
Выступающий поднял несколько ключевых проблем:
• Недостаток веры в правительство
• Неэффективное управление военными действиями
• Саботаж реформ и отставки
Я согласна с Милюковым в том, что правительство России в тот период действительно показало слабость и неспособность адекватно реагировать на вызовы войны и управлять страной. Эта ситуация усугубила экономическое и социальное положение.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Военные действия истощали экономику страны. Промышленность и сельское хозяйство не справлялись с военными и гражданскими потребностями. В стране возникли дефицит продовольствия и товаров первой необходимости, что привело к росту цен и ухудшению уровня жизни.
Противоречия внутри политической элиты, конфликт между правительством и Государственной думой, а также кризис доверия к царскому режиму привели к утрате контроля над ситуацией в стране. Оппозиционные партии и общественные организации требовали реформ, однако правительство игнорировало их призывы.
Война усилила социальное неравенство. Рабочие классы и крестьяне несли основное бремя войны, в то время как элиты часто воспринимались как коррумпированные и оторванные от реальных нужд народа. Война только углубила существующие социальные конфликты.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением