Параграф 1 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Изображение Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в.Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?•	Начало Холодной войны•	Изменение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
Глава I. США и страны Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны?
• Начало Холодной войны
• Изменение политических режимов в Европе
• Начало экономических реформ и появление рыночных отношений
• Расширение влияния СССР в странах Восточной Европы
• «Бархатные революции»
• Холодная война
§ 1. Начало холодной войны и формирование биполярной системы
Каковы были причины холодной войны?
• Идеологическое противостояние коммунизма и рыночной экономики
• Передел сфер влияния после Второй мировой войны
• Нежелание США упустить влияние и власть
• Развитие вооружения
• Стремление обоих идеологий расширяться
В чем была главная причина противостояния между СССР и странами Запада после Второй мировой войны?
Решающая роль Советского Союза в Победе во Второй мировой войне притягивала к нему симпатии огромного числа стран. Курс Москвы на поддержку антиколониального движения способствовал национально-освободительному движению в Европе, Азии и Африке. Просоветское партизанское движение развернулось в Греции, Китае, Вьетнаме и в других странах.
США и их союзники, стремясь сохранить своё господство в мире, противодействовали росту влияния и авторитета СССР в международном сообществе.
Объясните смысл карикатуры.
Смысл карикатуры заключается в том, что прическа похожа на взрыв от ядерной бомбы. Это отсылает к тому, что результатом холодной войны будет применение ядерного оружия.
1. Что такое доктрина Трумэна?
Президент США Г. Трумэн заявил о готовности проводить по всему миру политику «сдерживания» в отношении СССР. Эта концепция получила название «доктрина Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между бывшими союзниками.
2. Как план Маршалла помог укрепить позиции США в Западной Европе?
В апреле 1948 г. 17 европейских стран согласились с планом Маршалла, согласно которому им предоставлялась помощь в размере 17 млрд долл.
По сути план Маршалла обеспечивал экономическую гегемонию США в западной части Европы. Это позволило американской промышленности и сельскому хозяйству поддерживать высокие темпы развития. Финансовая помощь привязывалась к закупкам из США машин, продуктов питания, предметов потребления и т. п. Выигрывала, прежде всего, сама экономика Соединённых Штатов, получавшая дополнительные рынки сбыта.
1. Что общего и чем различались события, происходившие в странах Восточной Европы во второй половине 1940-х гг.?
Общее
• СССР помогал странам Восточной Европы с продовольствием, ресурсами и восстановлением хозяйства
• В странах Восточной Европы к власти пришли просоветские партии
• В странах Восточной Европы западные страны пытались сместить просоветское правительство
Различия
• В Польше существовали антикоммунистические образования
• В Польше были распространены миграционные потоки
• В Румынии некоторое время сохранялся монархический строй
2. Где коммунисты столкнулись с наиболее серьёзным сопротивлением? Почему?
В послевоенной Польше действовали антикоммунистические формирования, в том числе вооружённые группы сторонников Армии Крайовой (АК) со штаб-квартирой в Англии. От организованных ею терактов погибли десятки тысяч активистов новой власти. Борьба с АК, которую поддерживали западные спецслужбы, затянулась на несколько лет.
Советские войска были выведены сразу же после того, как правительство возглавил коммунист К. Готвальд в Чехословакии. Однако правые партии не оставляли надежду прийти к власти. Одновременно американская и британская разведки через свою агентуру уговорили президента Э. Бенеша открыть западную границу Чехословакии, через которую в страну переправлялось оружие и боеприпасы для мятежников. В феврале 1948 г. социал-демократы вышли из правительства и призвали своих сторонников к сопротивлению. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Благодаря действиям чехословацких и советских спецслужб было арестовано около 400 подготовленных на Западе боевиков. Министр обороны Л. Свобода, воевавший в составе Красной Армии, заявил президенту Бенешу, что не будет сражаться с коммунистами. Бенеш, оставшись без поддержки армии, передал власть компартии.
1. Почему не были выполнены решения конференций «Большой тройки» о создании мирной единой Германии?
Решения конференций «Большой тройки» о создании мирной единой Германии не были выполнены, так как Германия была поделена на сферы влияния между США, СССР, Великобританией и Францией. После начала противостояния и развития холодной войны идеологическое противостояние между странами усилилось. США, Великобритания и Франция в нарушение соглашений объединили свои зоны. СССР не хотел объединять свою зону.
2. Чем определялись различия в развитии ФРГ и ГДР в первые годы их существования?
В мае 1949 г. на базе объединённой западной зоны оккупации возникла Федеративная Республика Германия (ФРГ).
Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 г. в советской зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Власть в ней получила Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в результате слияния коммунистической партии и просоветской части социал-демократической партии.
Западные союзники прекратили взимать репарации с ФРГ и начали оказывать ей экономическую помощь.
1. В чём заключались причины советско-югославского конфликта?
Югославские коммунисты, ощущая свою силу, претендовали на определённую самостоятельность и получение своей сферы влияния на Балканах. Вместе с лидером Болгарии Г. Димитровым они договорились о создании федерации балканских народов. Решение было принято без одобрения Сталина, что вызвало его недовольство.
2. Какие последствия имел конфликт СССР с Югославией для европейских стран, оказавшихся в советской сфере влияния?
Совещание партий, входивших в Коминформ, поддержало Сталина, но некоторые лидеры, например польский руководитель B. Гомулка, пытались предотвратить окончательный разрыв с Югославией и вступились за Тито. Сталин увидел в этом угрозу нового раскола. Гомулка был снят с государственных постов.
1. Как начало холодной войны повлияло на внутриполи-тическое развитие США и других западных стран?
В странах Запада, прежде всего в США, начались репрессии, направленные против инакомыслящих. Эти события получили наименование «охота на ведьм».
2. Какими способами осуществлялась «охота на ведьм»?
В 1948 г. президент Г. Трумэн начал проверку государственных служащих на политическую благонадёжность. Из государственного аппарата изгоняли всех симпатизировавших СССР. Преследовались известные политические и культурные деятели, в том числе Ч. Чаплин, Б. Брехт, П. Робсон, многие деятели Голливуда. Актёров и режиссёров заносили в «чёрный список».
Аналогичные «расследования» проводились подкомитетом Сената США во главе с сенатором Дж. Маккарти. Маккарти составил список из 3 тыс. чиновников (в том числе из Госдепартамента США), обвинённых в неблагонадёжности.
Из библиотек изъяли 30 тыс. наименований книг, которые посчитали прокоммунистическими. Имя сенатора стало символом политической реакции, которая вошла в историю как «маккартизм».
Во время «маккартизма» унизительным допросам подвергли миллионы американцев – чиновников, учёных, артистов, общественных деятелей.
1. Используя карту, сравните границы, установленные после Второй мировой войны, с теми, что существовали в соответствии с Версальским договором. Какими причинами были вызваны изменения?
После Версальского договора (1919) Германия потеряла значительные территории, включая Эльзас и Лотарингию (Франция), Познань и Западную Пруссию (Польша), а также Саарский бассейн под международное управление. Австро-Венгрия была разделена на несколько государств, а Польша восстановлена как независимое государство.
После Второй мировой войны границы Европы изменились вновь. Польша получила восточные территории Германии (Силезия, Померания, часть Пруссии). СССР расширил свои границы, включая присоединение части Польши и Прибалтики. Германия была разделена на оккупационные зоны, что привело к созданию двух немецких государств — ФРГ и ГДР. Эти изменения были вызваны стремлением союзников ослабить Германию, компенсировать потери СССР и стабилизировать Европу.
2. Холодная война была неизбежна. Согласны ли вы с этим утверждением. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие это суждение.
Аргументы "за":
• Холодная война была обусловлена противоположными идеологиями США (капитализм) и СССР (коммунизм)
• Холодная война была обусловлена конкуренцией за влияние в послевоенном мир
• Оба блока видели друг в друге угрозу своему существованию и стремились к глобальному доминированию
• Ялтинская конференция продемонстрировала, что даже во время союза у держав были серьёзные разногласия по вопросам устройства послевоенной Европы
Аргументы "против":
• Холодная война могла быть предотвращена при условии большего взаимопонимания между лидерами США и СССР.
3. Почему коммунистам не удалось победить в странах Западной Европы?
После Второй мировой войны в странах Западной Европы, таких как Франция и Италия, коммунистические партии имели значительное влияние. Однако победить им не удалось из-за активной поддержки США некоммунистических партий в рамках плана Маршалла, что стимулировало экономическое восстановление. Также большое значение имела антисоветская риторика и усиливающаяся «железная завеса», которая создавала страх перед советским влиянием.
4. Можно ли считать советско-югославский конфликт составной частью холодной войны? Своё мнение обоснуйте.
Советско-югославский конфликт (1948) стал частью глобального идеологического и политического противостояния между Западом и Востоком несмотря на то, что происходил внутри социалистического лагеря. Югославия, под руководством Иосипа Броз Тито, стремилась к большей самостоятельности и не соглашалась с доминирующей ролью СССР в Восточной Европе.
5. В исторической науке до сих пор остаётся спорным вопрос о расколе Германии. Как вы считаете, был ли этот процесс неизбежным, или можно было сохранить целостность немецкого государства? Обоснуйте свою точку зрения.
После войны Германия оказалась в эпицентре противостояния между Западом и Востоком. США и Великобритания стремились построить капиталистическое государство на своей территории оккупации, в то время как СССР был заинтересован в создании социалистического режима. Идеологические противоречия и различные экономические подходы сделали невозможным создание единой Германии, особенно после введения плана Маршалла.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
• речь У. Черчилля в Фултоне – 1946 г
• принятие плана Маршалла – 1947 г
• образование ГДР – май 1949 г
• образование ФРГ – октябрь 1949 г
Объясните смысл понятия «экспансия».
Экспансия — это процесс расширения влияния, территории или сферы контроля одного государства, народа или группы за счёт других.
Укажите примеры проявления экспансии в истории.
Российская империя активно расширялась, присоединяя Сибирь, Дальний Восток, Центральную Азию и Кавказ. Этот процесс был частью её стремления к увеличению своей территории и влияния в Евразии.
Нацистская Германия под руководством Адольфа Гитлера начала военную экспансию в Европу, захватив Польшу, Францию, Чехословакию и многие другие страны. Эта экспансия привела ко Второй мировой войне.
Прочитайте отрывки из двух документов и выполните задания.
1) Определите цели этих документов.
Оба договора — Североатлантический (НАТО) и Варшавский — нацелены на создание системы коллективной безопасности и обороны. Их ключевая цель заключается в защите участников договоров от вооружённого нападения и в поддержании мира и безопасности в Европе и Северной Америке, следуя принципам, изложенным в Уставе ООН.
2) Сравните основные положения. Что в них общего и в чём различие?
Общие черты:
• Приверженность мирным способам разрешения конфликтов
• Оба договора предполагают коллективную самооборону в случае вооружённого нападения на одного из участников
• В обоих договорах предусмотрено немедленное информирование Совета Безопасности ООН о предпринятых мерах в случае нападения и прекращение этих мер
Различия:
• НАТО ориентирован на защиту государств Северной Америки и Европы, Варшавский договор охватывает только европейские государства
• НАТО появился как реакция на угрозу со стороны социалистических стран и СССР, Варшавский договор создан в ответ на появление НАТО, чтобы противостоять угрозам со стороны Западных стран
• В рамках НАТО принимаются решения о коллективных мерах, Государства — участники Варшавского договора обязаны консультироваться и принимать меры коллективно в ответ на нападение
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, назвав 2-3 причины.
• Идеологическое противостояние коммунизма и рыночной экономики
• Передел сфер влияния после Второй мировой войны
• Нежелание США упустить влияние и власть
• Развитие вооружения
• Стремление обоих идеологий расширяться
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением