Параграф 2-3 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Изображение § 2-3. США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в.Какими явлениями в странах Запада сопровождалось возникновение общества потребления?Для западных стран в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
§ 2-3. США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в.
Какими явлениями в странах Запада сопровождалось возникновение общества потребления?
Для западных стран в 1950—1960-х гг. было характерно ускоренное экономическое развитие, складывание общества всеобщего благосостояния, развитие социальных гарантий. Вместе с тем в них сохранялось немало проблем, вызывавших усиление социальных движений, борьбу за демократизацию общества. Наиболее значимыми были выступления студентов и рабочих в 1968 г. во Франции, движение против расизма в США.
О чем свидетельствовала популярность подобных каталогов?
Популярность подобных каталогов свидетельствовала о том, что в США сложилось общество потребления. Рыночная экономика предлагала людям большое разнообразие товаров, которые можно было найти в каталогах.
1. Почему возникло общество потребления?
План Маршалла способствовал началу экономического подъёма в странах Западной Европы и США.
Численность среднего класса росла. Корпорации, обеспечивавшие массовое производство товаров широкого потребления, боролись за лидерство на потребительском рынке. Целью жизни людей становилось потребление жизненных благ. Оно обеспечивало процветание экономики, придавало вкус жизни после монотонного труда на заводе или в офисе, облегчало будни домохозяек, определяло положение человека в обществе.
2. Какие положительные и отрицательные стороны общества потребления вы можете назвать?
Положительные стороны
• Целью жизни людей становилось потребление жизненных благ
• Эксплуатация внешних колоний
Отрицательные стороны
• Рост численности среднего класса
• Увеличение доходов населения
• Всё более широкие слои населения получали доступ к благам цивилизации
• Рост женской эмансипации
3. Почему символом наступления новой эпохи стал именно Дж. Кеннеди?
Он стал популярен благодаря личному обаянию. Его «раскрученный» в СМИ образ преподносили как эталон «настоящего мужчины». Блестящая карьера, красавица жена Жаклин и даже роман с кинозвездой М. Монро способствовали превращению Кеннеди в символ «американской мечты»
1. Какие основные права закрепляла Всеобщая декларация прав человека?
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой говорилось, что независимо от расы, пола, языка, религии и происхождения человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом, гражданство, тайну личной жизни и переписки, неприкосновенность жилища, свободу убеждений и их выражения в печати и на мирных манифестациях, свободу вероисповедания, труд с достойным вознаграждением, создание профсоюзов, отдых, образование.
Человек должен считаться невиновным в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в суде (презумпция невиновности). Он может свободно участвовать в формировании власти путём участия в тайном голосовании. Декларация запрещала пытки и жестокое обращение с заключёнными, аресты без обоснованного обвинения.
2. Как вы считаете, насколько провозглашённые в ней права в действительности могли быть реализованы в странах Запада?
Я думаю, провозглашённые в ней права в действительности могли быть реализованы в странах Запада, так как страны Запада были довольно развитыми. Однако, сомнение вызывала реализация прав негритянского населения, так как это было серьезной проблемой.
1. Какие объединения возникли в ходе процесса европейской интеграции?
• Совет Европы
• Европейское объединение угля и стали
• Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)
2. Какие цели преследовали политики и общественные деятели, начав объединять Европу?
• Стремление проводить общую внешнюю и внутреннюю политику
• Стремление наиболее эффективного развития экономики
• Улучшение жизни в странах
Используя дополнительные материалы, составьте хронологическую таблицу отмены карточной системы в ФРГ, Франции, Великобритании, СССР, других странах Европы.
Страна
Год отмены карточной системы
ФРГ (Западная Германия)
1950
Франция
1949–1950
Великобритания
1954
СССР
1947
Италия
1949
Бельгия
1949
Нидерланды
1949
1. Какая политическая система утвердилась в ФРГ?
По Конституции 1949 г. ФРГ стала федеративной парламентской республикой. Земли (т. е. субъекты федерации) имели широкую автономию, премьер-министр (канцлер) утверждался парламентом (бундестагом). Полномочия президента, который избирался парламентом, были резко ограничены.
2. Каковы причины германского «экономического чуда»?
Министр экономики Л. Эрхард разработал концепцию социального рыночного хозяйства — экономической системы, основанной на сочетании достижений рыночной экономики и перераспределения средств в пользу нуждающихся слоёв населения. Она стала теоретической основой социально-экономической политики. Налоговые поступления от частных корпораций использовались в том числе на помощь экономически слабым слоям населения, на развитие нового производства. На предприятиях созданы советы, что позволило рабочим и служащим участвовать в принятии производственных решений. Эти меры позволили за 1950-е — первую половину 1960-х гг. утроить валовой национальный продукт ФРГ. Это превратило ФРГ в одну из самых развитых стран Запада и позволило говорить о германском «экономическом чуде».
1. Какие меры предпринял президент Ш. де Голль для наведения в стране порядка?
В 1960 г. он решительно расстался с колониями, предоставив независимость большинству заморских владений Франции, кроме Алжира. При этом экономическое и политическое влияние Франции в бывших колониях сохранялось.
В 1962 г. он подписал соглашение о предоставлении Алжиру независимости. Французский народ на референдуме поддержал президента
Были основаны аэрокосмическая промышленность и атомная энергетика, усилено государственное регулирование. Он проводил самостоятельную внешнюю политику.
В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, оставшись лишь в её политической структуре. Одновременно де Голль выдвинул идею «общеевропейского дома» (интеграции Западной и Восточной Европы без США) и начал сближение с СССР, заложив вместе с социал-демократами ФРГ основы политики разрядки.
2. Чем были недовольны французские студенты, вышедшие на баррикады в мае 1968 г.?
В 1960-х гг. количество студентов во Франции резко выросло. «Перепроизводство» специалистов привело к всплеску безработицы среди молодёжи и ухудшению условий жизни студентов. Это вызывало недовольство и молодёжные бунты.
Почему значительная часть французов поддержала студенческие выступления?
Действия полиции были очень жестокими, и симпатии большинства парижан оказались на стороне студентов.
Объясните смысл карикатуры. Почему президент США Г. Трумэн изображён держащим за хвост и взвешивающим грустного британского льва?
Карикатура, на которой президент США Гарри Трумэн изображён держащим за хвост и взвешивающим грустного британского льва, символизирует зависимость Великобритании от экономической и политической помощи США после Второй мировой войны.
1. Какие две силы соперничали в политической жизни Великобритании?
Друг другу противостояли Консервативная партия, которую поддерживали представители крупного капитала, и Лейбористская, за которой стояли профсоюзы.
2. Что тормозило развитие британской экономики?
Правительство консерваторов старалось избегать перемен. Экономика развивалась медленно, так как британские компании привыкли работать в колониях, где они были избавлены от конкуренции. Поэтому после распада британской колониальной системы в 1945—1960 гг. промышленность тяжело приспосаб-ливалась к новым условиям. Страна отгораживалась от континентальной Европы таможенными тарифами, а когда всё же решила вступить в ЕЭС, столкнулась с противодействием де Голля.
1. В чём заключалась система расовой сегрегации в США?
Власти проводили политику сегрегации (разделения). Белые и чёрные должны были учиться в отдельных школах, посещать разные магазины, клиники, церкви. В общественном транспорте были предусмотрены отдельные места для белых и для чёрных. Везде можно было встретить таблички: «Только для белых» и «Только для чёрных».
2. Какие методы борьбы против расовой дискриминации считал возможным использовать М. Кинг?
Негритянское население устраивало массовые демонстрации: люди сидели на дорогах и у входов в здания, перекрывая движение, мешая работе чиновников, призывали не покупать продукты в магазинах «Только для чёрных».
Использовали ли противники дискриминации иные методы?
Однако это не стало концом выступлений негритянского населения. Появились призывы к образованию независимого негритянского государства на территории США. Организации белых и чёрных экстремистов развернули террористические действия. В 1965—1968 гг. на улицах американских городов проходили кровавые столкновения между белыми, чёрными и армией.
1. Против чего выступала значительная часть молодёжи в 1960-е гг.? Какие идеи её вдохновляли?
Вместе с расовыми меньшинствами против сложившейся общественной системы выступила молодёжь. Студентов не устраивала авторитарная регламентация их жизни, а также правительственная политика, которая формировалась под влиянием бюрократии и большого бизнеса. Огромное возмущение вызывала война во Вьетнаме.
2. Какие изменения произошли в 1960-е гг. в мировоззрении значительной части молодёжи?
Молодые люди выступали против ценностей общества потребления, стяжательства, бюрократического государства, прикрывавшегося демократическим фасадом. Многие примкнули к радикальным политическим движениям «новых левых», идеология которых формировалась на основе соединения марксизма, анархизма и фрейдизма.
1. Против чего и за что выступали участники массовых социальных движений в Германии и Италии? Чего им удалось добиться?
В Италии участники молодёжных выступлений бросили вызов консервативному режиму Христианско-демократической партии (ХДП). Постепенно к движению за демократизацию и социальную справедливость присоединилась большая часть представителей среднего класса. Большой резонанс приобрело движение за право на развод. В католической Италии разводы были запрещены, но многие считали, что это ущемляет права личности и противоречит принципу отделения церкви от государства. В 1974 г. под напором массового общественного движения разводы были разрешены.
В 1969 г. мощные стачки немецких рабочих привели к победе на выборах в Германии социал-демократов. Здесь экономическая демократия продвигалась с опорой на профсоюзное движение и рабочие советы, возникшие в 1950-х гг.
2. Какие последствия имел социальный кризис конца 1960-х гг.?
«Бурные шестидесятые» привели к возникновению на Западе новой культуры, активного гражданского общества, к консолидации средних слоёв населения. Значительную роль в обществе стал играть средний класс, источником доходов которого были не рабочие руки и не крупные капиталы, а информация, знания, интеллект.
1. Раскройте сущность модели государства всеобщего благоденствия?
Сущность модели государства всеобщего благоденствия заключается в создании условий для справедливого перераспределения доходов, обеспечения всех граждан базовыми социальными услугами (здравоохранение, образование, социальная защита) и поддержания равенства возможностей. Эта модель предполагает активную роль государства в экономике, направленную на сокращение социального неравенства, а также защиту граждан от экономических рисков, таких как безработица и болезни.
2. Охарактеризуйте основные направления политики Ш. де Голля.
• Создание Пятой республики укрепило президентскую власть и обеспечило стабильность политической системы
• Де Голль поддерживал процесс освобождения французских колоний
• Введение программ индустриализации и модернизации экономики Франции, стимулирование её роста
• Де Голль выступал за независимую от США и НАТО политику Франции
3. Почему баррикадное противостояние завершилось бескровно и Франции удалось избежать гражданской войны?
Президент Шарль де Голль не допустил разрастания насилия и выбрал политический путь решения кризиса, распустив парламент и объявив новые выборы. Ключевую роль сыграли профсоюзы, которые пришли к компромиссу с правительством о социальных реформах, что снизило напряжённость среди протестующих. Правительство пошло на значительные социальные уступки, включая повышение зарплат и улучшение условий труда, что удовлетворило часть требований рабочих и студентов.
4. Почему именно студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений?
Молодёжь почувствовала недовольство во многих сферах. Их протесты спровоцировали общие социальные волнения, к которым присоединились рабочие и другие слои общества, что усилило масштаб выступлений.
5. Что означает концепция социального рыночного хозяйства?
Концепция социального рыночного хозяйства подразумевает экономическую модель, которая сочетает принципы свободного рынка с социальной политикой, направленной на обеспечение равенства и социальной защиты граждан. Основная идея заключается в том, что рынок остаётся основой экономической системы, но государство вмешивается для смягчения социальных неравенств, предотвращения монополий и обеспечения достойных условий для всех членов общества.
6. Сравните социально-экономическое развитие ФРГ, Франции и Великобритании, найдите общие черты и различия. Особое внимание при анализе сосредоточьте на факторах, которые способствовали или препятствовали экономическому росту. Почему Великобритания развивалась медленнее, чем ФРГ и Франция?
Общие черты:
• Все три страны после Второй мировой войны прошли через этапы экономической модернизации, восстановления и интеграции в мировую экономику
• Они развивали индустриальные секторы, улучшали социальные условия и стремились к повышению уровня жизни населения
Различия:
• В послевоенные годы Германия пережила экономическое чудо благодаря эффективной политике социального рыночного хозяйства
• Де Голль заложил основу сильной экономики через индустриализацию и государственную поддержку крупных отраслей
• Великобритания развивалась медленнее из-за структурных экономических проблем, таких как спад в традиционных отраслях
7. Как вы полагаете, чьими идеями руководствовался М. Кинг, выступив инициатором кампаний массового ненасильственного неповиновения?
Кинг был вдохновлён его идеей ненасильственного сопротивления как инструмента политической борьбы. Ганди использовал ненасильственные методы для борьбы против британского колониализма, и Кинг перенял эту концепцию для борьбы с расовой дискриминацией в США.
Кинг считал, что движение за права должно основываться на любви, прощении и мире, следуя учению Иисуса Христа.
Влияние оказало также эссе Генри Дэвида Торо "О гражданском неповиновении", которое обосновывало право граждан на сопротивление несправедливым законам.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
• принятие ФРГ в НАТО – 1955 г
• создание ЕЭС – 1957 г
• учреждение Пятой республики во Франции – 1958 г
• убийство Дж. Кеннеди – 1963 г
• убийство М. Кинга – 1968 г
• победа социал-демократов на парламентских выборах в ФРГ – 1969 г
Используя словарь, дайте определение понятия «инфляция».
Инфляция – это процесс общего и устойчивого повышения цен на товары и услуги в экономике, который приводит к снижению покупательной способности денег.
Приведите примеры проявления этого явления из вашего опыта.
• Рост цен на коммунальные услуги
• Рост цен на продуктовые товары
• Рост цен на одежду
• Рост цен на недвижимость и автомобили
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2-3 явления.
Для западных стран в 1950—1960-х гг. было характерно ускоренное экономическое развитие, складывание общества всеобщего благосостояния, развитие социальных гарантий. Вместе с тем в них сохранялось немало проблем, вызывавших усиление социальных движений, борьбу за демократизацию общества. Наиболее значимыми были выступления студентов и рабочих в 1968 г. во Франции, движение против расизма в США.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением