Параграф 5-6 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Изображение § 5-6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в.Каковы были общие черты развития социалистических стран?Страны Восточной Европы во...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
§ 5-6. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в.
Каковы были общие черты развития социалистических стран?
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. достигли серьёзных успехов в экономике, социальной сфере, культуре и т. д. Однако в некоторых из них (в Венгрии, Чехословакии, Польше) непродуманные действия властей спровоцировали внутриполитические кризисы. Перестройка СССР способствовала смене правящих режимов и переориентации этих стран на Запад.
Выясните судьбу этого здания в наше время.
Сейчас в здании СЭВ в Москве располагается бизнес-центр "Святославский", который предлагает аренду офисных помещений и конференц-залов.
Какие преимущества и недостатки имел «реальный социализм»?
Преимущества
Сотрудничество в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) обеспечивало страны Восточной Европы дешёвыми энергоносителями и предоставляло их экономикам широкий рынок сбыта. Трудящимся были обеспечены социальные льготы и выплаты. Была ликвидирована безработица. Страны Восточной Европы смогли повысить уровень экономического развития. Была налажена работа объединённых энергосистем соцстран. В социалистических странах были увеличены или введены пенсии по старости и инвалидности; обеспечено бесплатное образование и медицинское обслуживание. Жизненный уровень населения значительно вырос.
Недостатки
Ускоренная индустриализация, при которой приоритет отдавался тяжёлой промышленности, привела к отставанию лёгкой промышленности. Система обязательного государственного планирования была очень громоздкой, не позволяла быстро приспосабливать экономику к потребностям научно-технической революции. Несмотря на все усилия, социалистические страны не могли достичь уровня развитых капиталистических стран, с опозданием воспринимали достижения научно-технической революции, с трудом внедряли их в жизнь.
1. Чем был вызван польский кризис 1956 г.?
Оттепель в СССР была с энтузиазмом встречена в странах Восточной Европы. В некоторых из них начались массовые движения за демократию. В июне 1956 г. на улицы польского города Познани вышли тысячи рабочих, возмущённых тяжёлыми условиями жизни.
К каким изменениям он привёл?
Демонстрация была разогнана. Однако последствия вызвали острый политический кризис. На волне массовых протестов к власти вернулся ранее снятый с должности В. Гомулка. Польское руководство отказалось от проведения коллективизации, и большинство польских крестьян работали в своём хозяйстве. СССР этому не препятствовал.
2. За что выступали протестующие в Венгрии в 1956 г.?
Реформы в этой стране начались сразу же после смерти Сталина, когда правительство возглавил И. Надь. Однако руководство Венгерской партией трудящихся (ВПТ) оставалось в руках М. Ракоши. В 1955 г. Ракоши сумел отстранить Надя от власти и объявить его «правым оппортунистом». Но СССР настоял на удалении Ракоши и реабилитации репрессированного ранее Я. Кадара. Однако это не помогло: протестное движение в Венгрии оказалось сильнее и организованнее, чем в Польше. За возвращение Надя к власти и продолжение реформ выступали венгерские писатели и студенчество. С одобрения демократов коммунистов студенты создали «кружок Петёфи», где обсуждались самые острые проблемы страны.
Как был преодолён венгерский кризис?
4 ноября 1956 г. советские войска вошли в Будапешт и подавили выступления. И. Надь был арестован и приговорён к смертной казни. В Венгрии было сформировано правительство во главе с Я. Кадаром. В дальнейшем оно стало инициатором экономических реформ, направленных на расширение рыночных отношений. Они позволили Венгрии стать одной из самых успешных стран Восточной Европы.
1. За что выступали коммунисты-реформаторы в Чехословакии?
Как считал Дубчек и его сторонники, в стране необходимо провести осторожные демократические преобразования. Была ослаблена цензура, прекратились преследования за высказывание оппози-ционных мнений. Апрельский пленум ЦК КПЧ предложил «Программу действий», которая предполагала расширение самостоятельности предприятий и создание на них органов самоуправления, независимость профсоюзного движения, возможность создания новых партий. Пленум выдвинул идею сочетания плановой и рыночной экономики. КПЧ провозгласила лозунг построения «социализма с человеческим лицом».
2. Почему события в Чехословакии вызвали недовольство советского руководства?
Выборы делегатов на чрезвычайный съезд КПЧ принесли победу сторонникам реформ. Консерваторы в ЦК партии могли лишиться своих постов. После этого никто уже бы не смог оказывать влияние на дальнейшие политические изменения — при том, что Дубчек мог оказаться самым умеренным реформатором. Реальное лидерство могло перейти к сторонникам самых радикальных перемен. Возникла угроза переориентации Чехословакии на Запад.
Почему удалось не допустить эскалации в Чехословакии?
21 августа 1968 г. войска стран ОВД (за исключением Румынии) вошли в ЧССР и взяли её территорию под свой контроль. События протекали практически бескровно. Президент ЧССР генерал Л. Свобода приказал чехословацкой армии не оказывать сопротивления.
В апреле 1969 г. Дубчек был заменён Г. Гусаком. Начались увольнения из государственных учреждений сторонников преобразований. «Пражская весна» подошла к концу.
1. За что выступала «Солидарность»?
Профсоюз требовал проведения свободных выборов и передачи предприятий в руки рабочего самоуправления. ПОРП тянула с проведением реформ, власти чинили препятствия профсоюзу, стачки не утихали.
2. Возможно ли было сохранить социалистический путь развития Польши?
Социалистический путь развития Польши возможно было сохранить. Новый премьер-министр Польши и 1-й секретарь ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский проявил решительность. 13 декабря 1981 г. он объявил о введении в Польше военного положения. Лидеры и активисты оппозиции были арестованы. Ситуация была в целом стабилизирована.
1. В чём заключались особенности югославской модели социализма?
Руководство предприятиями было передано не назначенным из центра директорам, а рабочим советам, которые избирались рабочими коллективами. Значительно расширились права предприятий, в экономике сохранялись рыночные черты. Одновременно была увеличена автономия союзных республик.
2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть?
Власть коммунистов и авторитет Тито скрепляли многонациональную страну, препятствовали развитию националистических движений. Тито хотел сделать национально-территориальную систему более устойчивой. Он пытался ослабить противоречия между сербами и хорватами, говорившими на диалектах одного языка. Часть населения Боснии выделилась в отдельную «национальность», определявшуюся не по языковому признаку, а в силу исторического вероисповедания мусульманства.
Какие политические силы пришли к власти в результате революций в бывших социалистических странах? Какую политику они начали проводить?
В результате революций в бывших социалистических странах к власти пришли демократические силы, которые стали проводить реформы в духе рыночной экономики.
К власти в странах Восточной Европы пришли сторонники скорейшей «вестернизации», т. е. преобразования общества по западному образцу. Реформы, которые они начали осуществлять, привели к болезненной ломке сложившейся общественной системы. Подобные меры получили название «шоковая терапия». Восточноевропейские страны быстро оказались в финансовой и политической зависимости от Запада. Их внешнеполитический курс приобрёл антироссийскую направленность.
1. Почему Чехия и Словакия «разошлись» мирно, а распад Югославии сопровождался кровавыми конфликтами?
В Югославии проживали различные этнические и религиозные группы, что создавало основу для конфликтов и противоречий.
2. Как была остановлена война в Боснии и Герцеговине?
Чтобы лишить СРЮ возможности оказывать поддержку сербам Боснии и Герцеговины, на Югославию были наложены западные санкции. В 1995 г. страны НАТО вмешались в конфликт и подвергли воздушным бомбардировкам сербские войска и мирное население Боснии и Герцеговины. В декабре 1995 г. после переговоров в Дейтоне под давлением США заключено соглашение о прекращении огня
1. Почему действия НАТО в 1999 г. могут быть охарактеризованы как агрессия?
Страны НАТО потребовали от президента Югославии С. Милошевича вывести войска из Косово. Без согласования с ООН они предъявили ультиматум: или ввод в Косово войск НАТО и предоставление краю широкой автономии, или военное «наказание» Югославии.
В марте 1999 г. самолёты НАТО начали бомбить Югославию. Агрессия привела к многочисленным жертвам среди мирных жителей. Агрессию НАТО осудили Россия, Китай и Индия.
2. К каким последствиям привела агрессия НАТО против Югославии?
НАТО вынужденно пошло на уступки и допустило самостоятельное размещение российских войск в Косово. Они находились там до 2003 г.
Государства Запада оказали косовским албанцам экономическую поддержку и продолжили политическое давление на Югославию. На выборах 2000 г. ни Милошевич, ни кандидат от оппозиции не получили абсолютного большинства голосов. Но в преддверии второго тура выборов в ходе массовых волнений Милошевич был свергнут, позднее арестован и безосновательно передан Международному трибуналу в Гааге (не признав себя виновным, он умер в 2006 г.).
В 2006 г. образовались два самостоятельных государства — Сербия и Черногория.
Под прикрытием войск НАТО албанские экстремисты нападали на сербов, разрушали православные храмы. В 2008 г. Косово провозгласило независимость от Сербии.
3. Почему страны Запада признают право на самоопределение Косово, но отказывают в этом Абхазии, Южной Осетии, Крыму, бывшим регионам юго-востока Украины? Своё мнение аргументируйте.
США и НАТО считали это нормальным, поскольку их главной целью было ослабить и расколоть Сербию, сделав Балканский регион полностью подчинённым своим интересам. Вероятно, признание Абхазии, Южной Осетии, Крыма, бывших регионов юго-востока Украины не соответствуют целям США и НАТО.
1. Как можно оценить результаты посткоммунистического развития стран Центральной и Восточной Европы?
В большинстве стран Восточной Европы в 1990-х гг. продолжались «шоковые» реформы. Однако их результаты не везде были одинаковыми. Например, Чехия сумела добиться привлечения западных капиталов, и её экономика стала динамично развиваться. В Болгарии и Румынии «вестернизация» не привела к экономическому процветанию, промышленность рухнула, а следствием неудач стала политическая нестабильность. В Румынии происходили шахтёрские волнения, столкновения рабочих с полицией. Одновременно в стране началась националистическая кампания по поглощению соседней Молдавии, ставшей независимой республикой. В Болгарии длительные студенческие волнения позволили либералам отстранить от власти социалистическую партию.
В азиатской части бывшего СССР модель зависимого, прежде всего сырьевого, капиталистического развития в период мирового экономического кризиса показала свою уязвимость. Тем не менее поступательная динамика промышленного и сельскохозяйственного роста этих государств очевидна, прежде всего благодаря поддержке России и участию этих стран в экономических и политических объединениях, создание которых было инициировано Россией и Китаем.
2. Почему «цветные революции» по сути являются государственными переворотами?
По форме они напоминали восточноевропейские «бархатные революции» 1980-х гг., но в действительности общественное устройство не менялось, а происходила только замена одной правящей группы на другую. Как правило, основная задача заключалась в силовой смене пророссийского руководства на прозападное. Особенностью «цветных революций» стало активное вмешательство иностранных спецслужб, в основном американских и британских. Финансово они поддерживались различными международными «неправительственными» фондами (в том числе возглавляемыми Дж. Соросом).
1. Укажите причины возникновения противоречий в странах народной демократии в 1950-х гг.?
• Тотальный контроль со стороны СССР
• Экономические трудности
• Ограничение гражданских свобод
• Негативное отношение к сотрудничеству с Западом
2. В чём проявились негативные тенденции в развитии экономики в 1960— 1970-х гг.?
Ускоренная индустриализация, при которой приоритет отдавался тяжёлой промышленности, привела к отставанию лёгкой промышленности. Система обязательного государственного плани-рования была очень громоздкой, не позволяла быстро приспосабливать экономику к потребностям научно-технической революции. Несмотря на все усилия, социалистические страны не могли достичь уровня развитых капиталистических стран, с опозданием воспринимали достижения научно-технической революции, с трудом внедряли их в жизнь.
3. «Пражская весна» рассматривалась как вызов и угроза влиянию СССР на страны Восточной Европы, хотя реформы проходили под лозунгами социализма. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию или опровергающие её.
Я согласна с этой точкой зрения. Хотя реформы в Чехословакии 1968 года проводились под лозунгами "социализма с человеческим лицом", они угрожали советскому влиянию:
• Либерализация, ослабление цензуры, расширение гражданских прав, экономические реформы могли распространиться на другие социалистические страны
• СССР опасался дестабилизации своей сферы влияния и риска выхода стран Восточной Европы из социалистического лагеря
4. Заполните сравнительную таблицу «Кризисы в социалистических странах Европы».
5. Сравните методы борьбы властей с выступлениями рабочих в 1956, 1976 и 1981 гг. Как менялись эти методы?
• 1956 (Венгрия): жесткое подавление советскими войсками, репрессии и аресты
• 1976 (Польша): аресты активистов, силовые методы, но без советской интервенции
• 1981 (Польша): введение военного положения, аресты лидеров "Солидарности", военное управление
Методы борьбы стали более стратегическими, с использованием местных сил и политического давления вместо прямой советской интервенции.
6. Есть ли взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956 г.?
Оба восстания были вызваны недовольством экономическими условиями и политическими репрессиями. В Венгрии события 1956 года вдохновили польское общество, но польское восстание было менее кровавым и закончилось политическим компромиссом с коммунистическими властями (Гомулка пришел к власти).
Расположите в хронологической последовательности исторические события:
• создание СЭВ – 1949 г
• подавление восстания в Венгрии – 1956 г
• «Пражская весна» – 1968 г
• «бархатные революции» – с 1988 г
• объединение Германии – 1990 г
• роспуск ОВД – 1991 г
• агрессия НАТО против Югославии – 1999 г
Используя словари, объясните смысл понятия «санкции».
Санкции — это меры принудительного характера, которые применяются государствами или международными организациями в отношении других государств, организаций или лиц в случае нарушения ими международных норм или правовых обязательств.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 черты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. достигли серьёзных успехов в экономике, социальной сфере, культуре и т. д. Однако в некоторых из них (в Венгрии, Чехословакии, Польше) непродуманные действия властей спровоцировали внутриполитические кризисы. Перестройка СССР способствовала смене правящих режимов и переориентации этих стран на Запад.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением