Упр.101 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора. Определите в данных примерах виды тропов и фигур речи, приведите свои примеры.
1) Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (В. Жуковский). 2) Однако кое-как (то есть, конечно, за взятку) дело
устроилось, и я билет получил... (И. Бунин). 3) Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору... (М. Лермонтов). 4) Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души? Логики нет никакой в мёртвых душах; как же покупать мёртвые души? (Н. Гоголь). 5) Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года (А. Пушкин). 6) Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний... и рубки капусты (М. Горький). 7) Певец весенних дней пернатый (Г. Державин). 8) На берегу, как говорится, волн // Стоял он — дум ли полон?.. — телом полн. // Глядел: пред ним куда как нешироко // Река неслася, и моторный чёлн // По ней стремился, нос задрав высоко (А. Дидуров). 9) Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а всё-таки живу и буду жить по-свинячьи! (И. Бунин). 10) И разбойник не гнездился здесь в кустах, и пещерки не выкапывал монах (Н. Гумилёв). 11) Не дуб, но туп. 12) Не мешает сделать ещё одно замечание, что Манилова... но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить (Н. Гоголь). 13) Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!.. (М. Лермонтов). 14) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн... (К. Бальмонт).
Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи, приведите свои примеры:
Алогизм – стилистический приём, намеренное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннее противоречие данного положения (драматического или комического).
Пример: рассуждения Раскольникова о том, что некоторые люди имеют право совершать преступления ради высшей цели.
Аллитерация – стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков.
Пример:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт. («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)
Аллюзия – стилистическая фигура, заключающаяся в соотнесении описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического порядка.
Пример:
В романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского главный герой Раскольников видит сон о лошади. Этот сон является аллюзией на библейскую притчу о Лазаре, что символизирует возрождение и искупление героя.
Ассонанс – созвучие гласных звуков (преимущественно ударных) в стихотворной строке, строфе, фразе.
Пример:
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум —
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум. (А. Фет)
Кольцо – композиционно-стилистический приём, заключающийся в повторении в конце стихотворной строки, строфы или всего произведения, начальных слов или отдельных звуков.
Пример:
Петуха упустила старушка,
Золотого, как день, петуха. (А. Блок)
Олицетворение (прозопея) – вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.
Пример:
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость. (А. Пушкин)
Перифраза – выражение, описательно обозначающее объект на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.
Пример:
- голубая планета (Земля)
- второй хлеб (картофель)
- вечный город (Рим)
- братья наши меньшие (животные)
Парантеза – фигура порядка слов, вставка одной фразы внутрь другой без грамматической связи.
Пример:
Князь Пётр, жилец московский!
Рука твоя легка! Пожалуй сертука!
Твой сельский друг Жуковский
Обнову хочет сшить.
Но ах! не можно быть
(Ведь тело тяжко бремя)
В одно, мой милый, время
В столице и в Орле. (В.А. Жуковский. «К П.А. Вяземскому»)
Парономазия – фигура речи, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи.
Пример:
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых,
Это Пётр старик, он апостол, а я остолоп. (В. Высоцкий)
Стык (подхват) – повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.
Пример:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня. (К. Д. Бальмонт)
Умолчание – стилистический приём, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намёком с целью усиления выразительности.
Пример:
Нет, вам красного детства не знать.
Не прожить вам спокойно и честно.
Жребий ваш... но к чему повторять
То, что даже ребёнку известно. (Н. Некрасов)
Хиазм – синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.
Пример:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь. (М. И. Цветаева)
Эллипсис – опущение, пропуск элемента высказывания, который легко может быть восстановлен в данном речевом или ситуативном контексте.
Пример:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот,
А золото – ничем. (А. Ахматова)
Эпифора – стилистический приём, использующий повторение звуков, слов или словосочетаний в конце смежных отрезков текста.
Пример:
За годом год, за веком век
Что ж негодует человек,
Сей злак земной! (Ф.И. Тютчев)
Определите в данных примерах виды тропов и фигур речи.
1. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.
- эллипсис (пропущены сказуемые)
- параллелизм
- аллюзия (мечи на орало)
2. Однако кое-как (то есть, конечно, за взятку) дело устроилось, и я билет получил...
- парантеза (то есть, конечно, за взятку)
3. Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору...
- стык (подхват) (Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору...)
- сравнение (будто сосенка)
- эпитет (холодный, сыром)
4. Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души? Логики нет никакой в мёртвых душах; как же покупать мёртвые души?
- эпифора (мёртвые души – в мёртвых душах – мёртвые души)
- риторический вопрос
5. Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года.
- олицетворение (улыбкой природа встречает)
- эпитет (ясною)
- метафора (утро года)
6. Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний... и рубки капусты.
- алогизм (сезон собраний и рубки капусты)
7. Певец весенних дней пернатый.
- перифраз (грач – певец пернатый)
8) На берегу, как говорится, волн // Стоял он – дум ли полон?.. –телом полн. // Глядел: пред ним куда как нешироко // Река неслася, и моторный чёлн // По ней стремился, нос задрав высоко.
- риторический вопрос (стоял он – дум ли полон?)
- парантеза (телом полн)
- эпифора (нешироко – высоко; полон – полн)
- ирония
- алогизм
- олицетворение (река неслася; челн стремился, нос задрав высоко)
9. Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а всё-таки живу и буду жить по- свинячьи!
- окказионализм (по-свинячьи)
- противопоставление (музыка – жить по-свинячьи)
- эпифора (жить по-свинячьи)
10. И разбойник не гнездился здесь в кустах, и пещерки не выкапывал монах.
- аллюзия (разбойник не гнездился – пещерки не выкапывал монах)
11. Не дуб, но туп.
- ассонанс (у)
- аллитерация (п)
- перифраза (дуб – туп)
- ирония
12. Не мешает сделать ещё одно замечание, что Манилова... но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить.
- умолчание
- парантеза (но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить)
13. Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!..
- ассонанс (Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!..)
- ирония
14. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн...
- аллитерация (Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн...)
- эпитеты (величавый, чуждый)
- олицетворение (вздохи ветра; возглас волн)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением