Упр.103 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
103. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
(1) Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение».
(2) Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. (3) Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите.
(4) Сегодня же мир стремительно меняется. (5) Возрастающая в общественном развитии роль информации породила у многих потребительское отношение к чтению. (6) А новые информационные технологии с колоссальными возможностями заставили переориентироваться прагматичных людей, перетянули от книги к компьютеру. (7) По сравнению с «трудоёмким», «скучным» процессом чтения, требующим сосредоточенности, вдумчивости, получение информации, скажем, на компьютере — просто праздник.
(8) Но настало время осознать, что не в информации одной и знаниях сила книги, тем более художественной. (9) Её сила совсем в другом, и этой силе нет альтернативы.
(10) Читая, в готовом виде мы получаем только «крючочки» — буквы, из которых сложены слова и предложения. (11) Читатель, если он не на стадии обучения технике чтения, обычно видит уже не буквы и текст сам по себе, а жизнь, стоящую за ними, внутренним зрением он творит картины.
(12) Творить и получать — это не одно и то же. (13) Если другие виды искусства можно непосредственно увидеть (живопись), осязать (скульптура), то, читая, мы видим, слышим, осязаем, только включив в работу воображение, чувства, память, свой жизненный опыт, наконец. (14) Именно она, уникальная творческая жизнь, дающая наслаждение, и есть движущая сила, влекущая к чтению. (15) Если представить себе, что её нет, литература как искусство теряет смысл, а чтение превращается в сугубо деловое занятие.
(16) То, чем сильна литература и что даёт читателю полёт фантазии, для информации только помеха. (17) Стоит подойти к искусству с меркой информации, как оно вянет. (18) Всё, чем сильна литература, что ценится в ней — многозначность слова, благозвучие, индивидуальный стиль и интонация автора, весь неопредмеченный мир — мечты, чувства, подсознание, аналогии, ассоциации, — всё пропадает. (19) Литература обедняется, а с ней вместе обедняется и читатель. (20) Отдавая всё стереотипному левому полушарию, человек теряет работу правого, ведающего творчеством, фантазией, аналоговым мышлением, вдохновением и озарением. (21) Потери здесь невосполнимы, и человек, питающийся только информацией, для культуры, искусства — погиб: он теряет огромный комплекс своей духовной энергии.
(По И. Тихомировой)
1. Какое высказывание наиболее точно отражает смысл текста?
1) Люди стали меньше читать, потому что появилась возможность получать нужную информацию с помощью компьютера.
2) Благодаря чтению художественной литературы человек приобщается к духовной культуре своего народа, глубже начинает понимать чувства других людей.
3) Человек, читающий только справочно-информационную литературу, утрачивает способность к творческому озарению.
4) Стремительность развития современной жизни превращает чтение в сугубо деловое занятие.
4) Стремительность развития современной жизни превращает чтение в сугубо деловое занятие.
2. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?
1) 2
2) 6
3) 12
4) 21
Контекстные синонимы употребляются в предложении 12.
3) 12 (творить и получать)
3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
И. Тихомирова, один из ведущих в России специалистов в области педагогики детского чтения, стремясь вызвать живой отклик в душе читателя, использует разнообразные средства выразительности. Говоря о процессе вдумчивого чтения, она намеренно берёт в кавычки
«трудоёмким», «скучным», намекая читателю, что передаёт лишь чужое мнение. А вот рассуждая о способе получения информации с помощью компьютера, употребляет выражая своё
отношение к подобной разновидности «чтения». Умело использованная в предложении 17 передаёт искреннюю обеспокоенность автора. Стараясь наиболее полно и точно донести свои мысли, И. Тихомирова многократно использует, например в
предложениях 7, 13, 18, 20.
Термины:
1) Экспрессивный повтор
2) Ирония
3) Гипербола
4) Эпитет
5) Парцелляция
6) Сравнение
7) Диалектизмы
8) Разговорная лексика
9) Метафора
10) Однородные члены
И. Тихомирова, один из ведущих в России специалистов в области педагогики детского чтения, стремясь вызвать живой отклик в душе читателя, использует разнообразные средства выразительности. Говоря о процессе вдумчивого чтения, она намеренно берёт в кавычки (4) эпитеты «трудоёмким», «скучным», намекая читателю, что передаёт лишь чужое мнение. А вот рассуждая о способе получения информации с помощью компьютера, употребляет (2) иронию выражая своё отношение к подобной разновидности «чтения». Умело использованная в предложении 17 (9) метафора передаёт искреннюю обеспокоенность автора. Стараясь наиболее полно и точно донести свои мысли, И. Тихомирова многократно использует (10) однородные члены, например в предложениях 7, 13, 18, 20.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением