Параграф 14 ГДЗ Боголюбов 5 класс (Обществознание)














Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Виноградова 5 класс, Просвещение:
§ 14. Мы — многонациональный народ
Почему говорят, что нет больших и малых народов?
Это выражение подчёркивает, что каждый народ, независимо от его численности, имеет свою уникальную культуру, историю и традиции, которые заслуживают уважения. Все народы вносят свой вклад в мировую цивилизацию, и их ценность не определяется количеством людей. Это утверждение напоминает о равенстве и важности сохранения культурного разнообразия.
Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?
Уважительное отношение к людям другой национальности важно для поддержания мира и гармонии в обществе. Это помогает избежать конфликтов, способствует взаимопониманию и обогащает нашу жизнь через знакомство с другими культурами. Уважение к другим национальностям — это основа толерантности и уважения прав человека.
Как следует понимать утверждение, что русская культура помогает сплочению народов нашей страны?
Русская культура, благодаря своей открытости и многогранности, всегда играла роль объединяющего фактора для народов России. Она вбирала в себя элементы культур других народов, создавая общее культурное пространство. Литература, музыка, искусство и традиции русской культуры стали мостом, который связывает разные народы, помогая им находить общие ценности и взаимопонимание.
Найди на карте учебника (§ 11) эти территории.
Что означают слова «с кровавых не пришедшие полей»? О ком думает поэт, рисуя картину летящих в небе журавлей?
Эти слова из стихотворения Расула Гамзатова «Журавли» символизируют память о погибших на войне. Поэт думает о солдатах, которые не вернулись с полей сражений, и сравнивает их с журавлями, улетающими в небо. Это метафора вечной памяти о тех, кто отдал свои жизни за Родину.
Как ты думаешь, почему многие приезжавшие в Россию иностранцы принимали её язык и культуру?
Многие иностранцы, приезжавшие в Россию, принимали её язык и культуру, потому что русская культура обладает глубокой историей, богатством и притягательностью. Она открыта для взаимодействия с другими культурами и предлагает уникальные ценности, такие как литература, музыка, искусство и традиции, которые вдохновляют и обогащают.
Как вы думаете, что было главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности?
Для Петра I главным при выдвижении иностранцев на государственные должности были их профессиональные качества, знания и опыт. Он стремился модернизировать Россию, и для этого привлекал специалистов из Европы, которые могли принести новые технологии, знания и идеи. Петр I ценил компетентность и готовность служить интересам государства, независимо от национальности.
1. Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?
Издавна на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие — всего более ста национальностей.
Наша Конституция начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они — один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
2. Русский язык называют языком межнационального общения. Как ты это понимаешь?
Мы уже знаем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации. И не только потому, что русских среди россиян больше всех. Есть ещё одна важная причина. Без знания русского языка человек фактически отрезан от своей страны, становится добровольным узником «родного пятачка» — места, где он живёт. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.
3. Почему культура нашей страны называется много-национальной?
Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь. Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое духовное богатство нашей Родины.
4. Объясни, как складывается многонациональная культура. Какова роль русской культуры в истории России?
Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь. Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое духовное богатство нашей Родины.
Русский народ и сегодня составляет основу России, саму её душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура — язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура. Культурный человек любой национальности любит произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, он знает, чем знамениты учёные М. В. Ломоносов и С. П. Королёв, какую музыку написали М. И. Глинка и П. И. Чайковский, какие картины создали И. Е. Репин и В. А. Суриков.
5. Что такое национальность? Кто её должен определять? По каким признакам?
Принадлежность человека к определённой нации называют национальностью. У людей одной национальности обычно бывает общий язык, культура. А главное, люди одной национальности сами сознают своё единство.
А кто определяет национальность: сам человек или какой-либо государственный чиновник? Справедливо, когда это делает сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать, к какой национальности он принадлежит, а подсказать ему может тот язык, на котором он говорит и думает. И конечно, его культура.
1*. Используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России».
(Ссылка на презентацию ниже.)
2. Объясни, почему национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека.
Национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека, потому что все национальности равны между собой и в своих правах. Нельзя оценивать человека по его национальности, потому что национальность – это явление, которое не поддается оценке.
3*. Выполни проект «Русский язык — язык межнационального общения». Найди в книгах и материалах Интернета высказывания о русском языке, принадлежащие людям, для которых русский язык — неродной. Подготовь плакат или компьютерную презентацию.
(Ссылка на презентацию ниже.)
1. Вместе с друзьями подготовьте плакат на тему «С чего начинается Родина». Представьте его в классе и на родительском собрании.
2. Разделитесь по своему желанию на группы и распределите задания:
1) Подготовьте сценарий праздника «Россия — Родина моя».
— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить праздник, посвящённый нашей великой Родине — России. Россия — это страна с богатой историей, уникальной культурой и невероятной природой. Давайте вместе вспомним, что делает нашу страну такой особенной!
— Россия — это страна с тысячелетней историей. Мы гордимся нашими предками, которые защищали Родину в трудные времена. (Краткий рассказ о ключевых событиях истории России.)
— Наша культура богата и разнообразна. Русская литература, музыка, живопись известны во всём мире. (Упоминание известных писателей, композиторов, художников.)
— Россия — это страна необъятных просторов. От снежных вершин Кавказа до бескрайних лесов Сибири, от тундры на севере до степей на юге. (Показ иллюстраций или слайдов с природой России.)
— Давайте вспомним, как прекрасна природа нашего родного края. (Краткий рассказ о природе региона, где проходит праздник.)
— Россия — это многонациональная страна. У нас живут представители более 190 народов, и каждый из них вносит свой вклад в общую культуру. (Рассказ о традициях разных народов России.)
— Давайте вместе споём песню о Родине! (Исполнение песни, например, «С чего начинается Родина».)
— Россия — это наша Родина, и мы должны гордиться ею, беречь её и делать всё, чтобы она становилась ещё лучше. Спасибо всем за участие в нашем празднике!
2) Подберите стихи о родном крае. Что вам известно о поэтах, авторах выбранных стихов?
• «Родина» Михаила Лермонтова
«Люблю отчизну я, но странною любовью...»
Лермонтов — великий русский поэт, который писал о любви к Родине, природе и свободе.
• «С чего начинается Родина?» Михаила Матусовского
«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре...»
Матусовский — советский поэт-песенник, автор текстов к многим известным песням.
• «Родное» Сергея Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная...»
Есенин — поэт, который воспевал красоту русской природы и деревни.
3) Подберите иллюстрации, показывающие красоты вашего родного края. Что вы знаете об авторах подобранных картин?
На Вишере. Константин Матвиенко
Картина представляет собой живописный пейзаж, изображающий реку и окружающие её скалы. На переднем плане картины находится река с чистой и прозрачной водой. Вдали на горизонте можно увидеть лес, который окружает скалы и реку. Солнце светит ярко, освещая все вокруг и создавая игру света и тени.
4) Подберите записи музыкальных произведений о Родине. Что вам известно о композиторах, музыка которых вам нравится? Попробуйте исполнить какое-либо из отобранных произве-дений.
Одно из таких произведений «Песня жаворонка» П.И. Чайковского, знакомит детей с картиной весенней природы: «Раннее весеннее утро, лазурное небо, яркое солнце, поля кругом, над ними тонкий прозрачный пар. В лучах золотого солнца просыпается лес, а между небом и землей в сияющей голубизне — маленькая серая птичка — жаворонок. Она радостной песней встречает весну».
Одно из таких произведений «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…») — советская патриотическая песня, написанная поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936 г.). Авторы писали песню полгода, варьируя мелодию и меняя тексты. Некоторые песни, которые получились в процессе этой работы, не вошли в фильм, но стали популярны, например «А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер» (впоследствии была использована в картине «Дети капитана Гранта»). Окончательный вариант, на котором остановились авторы, имел тридцать шестой номер.
5) Проведите опрос среди одноклассников, что для них является символом Родины. Привлеките к опросу родителей. Интересные ответы поместите на плакате.
Одноклассники:
• "Для меня символ Родины — это Уральские горы. Они такие величественные и красивые, что вызывают чувство гордости за наш край." (Анна)
• "Я считаю, что символом Родины являются наши исторические памятники, такие как Дом Ипатьева и Златоустовская башня. Они напоминают нам о нашем прошлом и важных событиях в истории." (Сергей)
• "Мне кажется, что символом Родины является наша природа. Я люблю гулять по лесам и паркам, наслаждаясь красотой природы." (Мария)
Родители:
• "Для меня символ Родины — это люди, которые живут здесь. Наш город известен своими талантливыми и трудолюбивыми жителями, которые вносят свой вклад в развитие страны." (Мама Анны)
• "Я считаю, что символом Родины являются наши культурные традиции и обычаи. Они передаются из поколения в поколение и помогают сохранить нашу уникальность." (Папа Сергея)
• "Для меня символ Родины — это наши достижения в науке и технике. Екатеринбург известен своими научными центрами и инновациями, которые делают нашу страну сильнее." (Мама Марии)
6) Составьте маршрут экскурсии «Знай свой край», выберите для этого самые любимые места одноклассников.
• Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Этот университет является одним из старейших и крупнейших вузов Урала. Здесь можно увидеть красивое здание главного корпуса, узнать об истории университета и его знаменитых выпускниках.
• Парк имени 1 мая. Это один из самых больших и красивых парков в Екатеринбурге. Здесь есть множество аллей, фонтанов и детских площадок. Можно прогуляться по парку, насладиться природой и отдохнуть на свежем воздухе.
• Дом Ипатьева. Этот исторический памятник имеет огромное значение для нашей страны. Здесь произошли важные события в истории России. Посетив Дом Ипатьева, можно узнать больше о прошлом нашего города и страны.
• Музей истории Екатеринбурга. В этом музее собраны экспонаты, рассказывающие об истории и культуре нашего города. Здесь можно увидеть предметы быта, картины, документы и другие материалы, связанные с жизнью екатеринбуржцев в разные эпохи.
• Площадь 1905 года. Это одна из центральных площадей города, где часто проводятся различные мероприятия и праздники. На площади находится памятник героям революции 1905 года, который напоминает о важных событиях в истории России.
3. Попроси своих родителей показать тебе паспорт гражданина России и рассмотри его. Свой паспорт ты получишь в 14 лет.
Паспорт — это главный документ, удостоверяющий личность гражданина России. В нём указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства и другие данные. Получить паспорт можно в 14 лет.
4. Подготовь плакаты «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина». (Эту работу лучше выполнить в группе одноклассников.)
5. Найди возможность принять участие в озеленении своего двора, школы, улиц города, посёлка, в котором живёшь. Вырасти рассаду для цветника.
*задание выполняется самостоятельно
6. Выясни, какие знаменитые произведения национальной литературы есть у разных народов. Найди и прочитай хотя бы одно.
Например, в русской литературе одним из самых известных произведений является "Евгений Онегин" Александра Пушкина. Это роман в стихах, который рассказывает о жизни дворянства XIX века и затрагивает темы любви, дружбы и социальных проблем того времени.
7. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подбери иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; прослушай записи национальной музыки.
(Ссылка на презентацию ниже.)
8. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.
Моим любимым произведением является роман "Гарри Поттер и Философский камень" Дж. К. Роулинг. Этот книга захватывает своей увлекательной сюжетной линией, интересными персонажами и волшебным миром, в котором происходят события. Мне нравится, как автор создает атмосферу чудес и приключений, а также затрагивает важные темы дружбы, смелости и борьбы добра со злом. Чтение этой книги позволяет окунуться в волшебный мир и почувствовать себя частью этого приключения.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением