Параграф 16 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)

Изображение § 16. Преступления и виды уголовных наказанийЗАДУМАЕМСЯМожет ли уголовное право быть гуманным?Да, уголовное право может быть гуманным, что проявляется в соблюдении...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 16. Преступления и виды уголовных наказаний
ЗАДУМАЕМСЯ
Может ли уголовное право быть гуманным?
Да, уголовное право может быть гуманным, что проявляется в соблюдении принципа гуманизма, уважении человеческого достоинства и прав личности, даже в отношении преступников.. Гуманность выражается в защите прав пострадавших, обеспечении их безопасности и компенсации вреда.
ВСПОМНИМ
Что понимается под правонарушениями?
Правонарушения — это противоправные, виновные действия или бездействия, которые нарушают нормы права и влекут за собой юридическую ответственность.
Какие формы вины вам известны?
• Умысел — лицо осознаёт общественную опасность своих действий, предвидит последствия и желает или допускает их наступление
• Неосторожность — лицо не предвидело последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо легкомысленно рассчитывало их избежать (легкомысленность)
Каковы виды административных наказаний?
• Предупреждение
• Штраф
• Конфискация орудия или предмета правонарушения
• Лишение специального права (например, водительских прав)
• Административный арест
• Дисквалификация
• Обязательные работы
• Административное приостановление деятельности
Прокомментируйте данное фото.
На фотографии изображена ситуация, иллюстрирующая кражу, когда преступник пытается незаконно завладеть чужой собственностью, просунув руку в салон автомобиля, чтобы украсть сумку. Это преступление относится к категории преступлений против собственности и представляет опасность, так как нарушает права владельца, причиняет материальный ущерб и создает чувство незащищенности.
Какой вид преступления изображён на приведённой фотографии?
На фотографии изображена взяточничество, то это вид коррупционного преступления, при котором должностное лицо получает или требует незаконное вознаграждение за совершение определенных действий (или бездействие) в пользу дающего взятку.
В чём опасность такого рода преступлений?
Опасность взяточничества заключается в подрыве доверия к государственным и общественным институтам, нарушении принципов справедливости и законности, а также в создании неравных условий для граждан и организаций.
Приведите другие примеры видов преступлений.
• Кража
• Причинение вреда здоровью
• Порча имущества
• Мошенничество
Сравните эти признаки с известными вам признаками правонарушений. В чём вы видите особенность признаков преступления?
Признаки преступления отличаются от признаков правонарушений своей степенью тяжести и последствиями. Преступление характеризуется более высокой общественной опасностью, так как оно причиняет значительный вред обществу или отдельным лицам. Уголовная противоправность означает, что деяние прямо запрещено Уголовным кодексом, а наказуемость предполагает более строгие меры ответственности, включая лишение свободы. В отличие от правонарушений, которые могут влечь административную или гражданскую ответственность, преступления всегда связаны с уголовным наказанием и более серьезными последствиями.
Как бы вы объяснили, чем умысел отличается от неосторожности? Приведите примеры.
Умысел предполагает, что лицо осознаёт общественную опасность своих действий (или бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускает эти последствия (косвенный умысел). Пример: человек намеренно поджигает дом, желая причинить вред.
Неосторожность означает, что лицо либо не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо предвидело, но легкомысленно рассчитывало их избежать (легкомыслие). Пример: водитель превышает скорость, полагая, что сможет избежать аварии, но в результате сбивает пешехода.
На какие группы по степени тяжести делятся преступные деяния?
Преступные деяния делятся на четыре группы по степени тяжести: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
В чём отличие преступлений небольшой и средней тяжести от преступлений тяжких и особо тяжких?
Преступления небольшой и средней тяжести могут быть как умышленными, так и неосторожными, и за них предусмотрены менее строгие наказания. Тяжкие и особо тяжкие преступления, как правило, являются умышленными и влекут за собой более суровые наказания, включая длительные сроки лишения свободы или пожизненное заключение.
Какую ступень на «лестнице уголовных наказаний» иллюстрирует (символизирует) это фото?
Фото может символизировать третью ступень - лишение свободы на определённый срок или пожизненное заключение.
Из Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 43. Понятие и цели наказания
2. Наказания применяются в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Каковы согласно закону цели наказания? Как вы их понимаете?
Согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений.
Ориентированы ли цели на то, чтобы отомстить преступнику, причинить ему физические страдания, унизить человеческое достоинство? Обоснуйте свой ответ.
Эти цели направлены на то, чтобы наказание было справедливым и пропорциональным, способствовало изменению поведения преступника и предотвращало новые правонарушения. Наказание не ориентировано на месть, причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, так как закон основан на принципах гуманизма и справедливости. Оно должно быть гуманным и способствовать исправлению осуждённого, а также защите общества от новых преступлений.
Группа подростков, чтобы «проучить» случайного прохожего, который сделал одному из них замечание по поводу нецензурной брани, набросилась на «обидчика» и стала жестоко избивать его. При этом «обиженный» Р. (организатор и подстрекатель преступления) распределил роли. Один подросток, некий С., стоял «на стрёме» (пособник), пятеро других (исполнители) вместе с организатором осуществляли задуманное. В результате нападения человек получил тяжелые увечья.
Как вы думаете, кто из участников этого преступления заслуживает наиболее строгого наказания и почему?
Наиболее строгого наказания в данной ситуации заслуживают организатор и подстрекатель Р., а также исполнители, непосредственно участвовавшие в избиении. Р. спланировал преступление, распределил роли и подстрекал других, что делает его действия особенно опасными. Исполнители осознанно причинили тяжкий вред здоровью пострадавшего, что также усиливает их вину. Пособник С., стоявший «на стрёме», будет наказан, но менее строго, так как его роль в преступлении была второстепенной.
А что по этому поводу думаете вы?
Я согласна с мнением специалистов, что совершение тяжких преступлений подростками в группах связано с влиянием группы, желанием самоутвердиться, чувством безнаказанности и трусостью, которая побуждает действовать в составе «стаи». Подростки часто стремятся завоевать авторитет среди сверстников, а в группе чувствуют себя менее ответственными за свои поступки, что снижает страх перед наказанием.
16-летний юноша, у которого нападавший отобрал мобильный телефон, погнался за обидчиком и, когда тот, оступившись, упал и выронил телефон, стал избивать его ногами, нанося тяжёлые телесные повреждения.
Какие средства не должен был применять юноша для защиты от нападения и почему?
16-летний юноша не должен был применять чрезмерную силу, так как после того, как нападавший упал и выронил телефон, он перестал представлять непосредственную угрозу.
Могут ли его действия расцениваться как превышение пределов необходимой обороны? Ответ поясните.
Избиение ногами, особенно с причинением тяжких телесных повреждений, выходит за рамки необходимой обороны, поскольку оборона должна быть соразмерна угрозе. Его действия могут быть расценены как превышение пределов необходимой обороны, что влечёт уголовную ответственность по статье 114 УК РФ.
1. Что такое уголовное право?
Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
2. В чём особенности Уголовного кодекса РФ?
Все нормы уголовного права сосредоточены в единственном источнике — Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ.) Поэтому УК РФ называют уголовным законом.
Во-первых, в уголовном законе даются определения понятий «преступление», «наказание» и др. Во-вторых, в нём чётко названы деяния, которые признаются преступлениями, а также наказания за совершение этих деяний.
3. Что понимается под преступлением?
В Уголовном кодексе РФ сказано, что преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.
4. Какие виды преступлений по степени тяжести вам известны?
5. Каковы цели и виды уголовных наказаний?
В УК РФ содержится исчерпывающий перечень видов наказаний, которые располагаются в определённой последовательности — от наименее строгого наказания к более строгому.
На её нижних ступенях находятся те, которые не связаны с лишением свободы, а лишь ограничивают её. Например, штраф, лишение права занимать определённые должности, обязательные, исправительные, принудительные работы. Наказания нижних ступеней составляют подавляющее большинство, выражая тем самым гуманистическую направленность уголовного закона.
Верхние ступени занимают наказания, изолирующие осуждённого от общества. К ним относятся: лишение свободы на определённый срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (в настоящее время этот вид наказания не применяется в судебной практике). Система наказаний за преступление преследует цель не только наказать лицо, совершившее преступление, но и дать ему возможность исправления. Например, исправительные и принудительные работы могут назначаться за преступления небольшой и средней тяжести, достигая при этом целей уголовных наказаний.
6. В чём суть необходимой обороны?
Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему.
Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещёнными законом способами. Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, при выходе за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Поэтому в определении говорится именно о правомерной необходимой обороне.
Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства, но оно должно быть реальным, а не мнимым.
Во-вторых, вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение. Если пострадают другие люди, то содеянное может рассматриваться как умышленное или неосторожное преступление.
В-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению.
1. Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности: к каждому элементу данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Ответ запишите в тетради.
Примеры правонарушений
А) кража
Б) мелкое хулиганство
В) разбой
Г) распространение наркотических веществ
Д) безбилетный проезд
Виды юридической ответственности
1) административная
2) уголовная
Ответ: А - 2
Б - 1
В - 2
Г - 2
Д - 1
2. Водитель автомобиля, превышая разрешенную скорость, легкомысленно полагал, что успеет вовремя затормозить. Однако расчет оказался неверным, произошла авария. Какова форма вины водителя и почему?
В данной ситуации форма вины водителя — неосторожность в виде легкомысленности (преступное легкомыслие). Это регулируется статьёй 26 Уголовного кодекса РФ.
Водитель понимал, что превышение скорости создаёт опасность для окружающих и может привести к аварии. Водитель не хотел причинить вред, но его действия были неосторожными и привели к негативным последствиям.
3. Представьте, что вы участник дискуссии на тему «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?». Какую позицию в ходе обсуждения вы бы заняли? Приведите возможные доводы, подтверждающие вашу позицию.
В дискуссии на тему «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?» я бы заняла позицию, что перевоспитание возможно, но при определённых условиях.
Человек способен меняться. Зрелый возраст не означает, что человек не может изменить свои взгляды и поведение. Многие люди, совершившие преступления, осознают свои ошибки и стремятся к исправлению, особенно если получают поддержку и помощь. Программы перевоспитания, включающие образование, профессиональное обучение и трудовую деятельность, помогают преступникам найти новые цели в жизни и интегрироваться в общество. Например, в некоторых странах существуют успешные программы реабилитации через труд и творчество. Работа с психологами и социальными работниками помогает преступникам разобраться в причинах их поведения, избавиться от агрессии и научиться решать конфликты мирным путём.
4. Поздним вечером трое подростков встретили студента Н. и, достав ножи, накинулись на него. Получив лёгкое ранение, Н. схватил камень и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Другие разбежались. Понесёт ли Н. уголовную ответственность? Свой ответ поясните.
Н. не понесёт уголовной ответственности за причинение тяжких телесных повреждений одному из нападавших, так как его действия были совершены в состоянии необходимой обороны. Согласно статье 37 Уголовного кодекса РФ, необходимая оборона — это защита личности и прав обороняющегося или других лиц от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Примите участие в оформлении стенда «Что нужно знать подростку об уголовном праве». Подберите рисунки, комиксы, схемы, фотографии для этого стенда.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением