Упр.262 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
262. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
Молодого учителя латинского языка Хлопова преподававшего в низших классах не любили все в гимназии. Не было большего удовольствия у старшеклассников как толкнуть нечаянно этого учителя и бросить ему презрительно «виноват» или одарить его соответственным взглядом. А когда он пробегал торопливо по коридору красный в синих очках с устремлённым вперёд взглядом то все стоя у дверей своего класса старались смотреть на него как можно нахальнее.
Насытившись единицами и двойками учитель только водил своими опьянёнными глазами и спешил не говоря ни одного слова скрыться в учительскую.
Хлопов и между учителями не пользовался симпатией и кто из учеников заглядывал во время рекреации в щёлку учительской всегда видел его одиноко бегающим из угла в угол с красным возбуждённым лицом с видом обиженного человека.
В общем это был тиран убеждённый и самолюбивый про которого рассказывали что на юбилее Каткова когда того качали он так подвернулся что Катков очутился сидящим на его спине.4 Так и звали его поэтому в старших классах Катковский осёл.
(По Н. Гарину-Михайловскому)
Молодого учителя латинского языка Хлопова, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (Хлопова)) преподававшего в низших классах, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (Хлопова)) не любили все в гимназии. Не было большего удовольствия у старшеклассников, (запятая разделяет части сложного предложения) как толкнуть нечаянно этого учителя и бросить ему презрительно «виноват» или одарить его соответственным взглядом. А когда он пробегал торопливо по коридору, (запятой выделяется одиночное согласованное определение с обстоятельственным значением) красный, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в синих очках, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с устремлённым вперёд взглядом, (запятая разделяет части сложного предложения) то все, (запятой выделяется деепричастный оборот) стоя у дверей своего класса, (запятой выделяется деепричастный оборот) старались смотреть на него как можно нахальнее.
Насытившись единицами и двойками, (запятой выделяется деепричастный оборот) учитель только водил своими опьянёнными глазами и спешил, (запятой выделяется деепричастный оборот) не говоря ни одного слова, (запятой выделяется деепричастный оборот) скрыться в учительскую.
Хлопов и между учителями не пользовался симпатией, (запятая разделяет части сложного предложения) и кто из учеников заглядывал во время рекреации в щёлку учительской, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) всегда видел его одиноко бегающим из угла в угол, (запятой выделяется распространённое несогласованное определение) с красным возбуждённым лицом, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с видом обиженного человека.
В общем, (запятой выделяется вводное слово) это был тиран – (тире выделяются однородные одиночные согласованные определения в конце простого предложения) убеждённый и самолюбивый, (запятая разделяет части сложного предложения) про которого рассказывали, (запятая разделяет части сложного предложения) что на юбилее Каткова, (запятая разделяет части сложного предложения) когда того качали, (запятая разделяет части сложного предложения) он так подвернулся, (запятая разделяет части сложного предложения) что Катков очутился сидящим на его спине. Так и звали его поэтому в старших классах: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) Катковский осёл.
1. Графически обозначьте обособленные обстоятельства.
Молодого учителя латинского языка Хлопова, преподававшего в низших классах, не любили все в гимназии. Не было большего удовольствия у старшеклассников, как толкнуть нечаянно этого учителя и бросить ему презрительно «виноват» или одарить его соответственным взглядом. А когда он пробегал торопливо по коридору, красный, в синих очках, с устремлённым вперёд взглядом, то все, стоя у дверей своего класса, старались смотреть на него как можно нахальнее.
Насытившись единицами и двойками, учитель только водил своими опьянёнными глазами и спешил, не говоря ни одного слова, скрыться в учительскую.
Хлопов и между учителями не пользовался симпатией, и кто из учеников заглядывал во время рекреации в щёлку учительской, всегда видел его одиноко бегающим из угла в угол, с красным возбуждённым лицом, с видом обиженного человека.
В общем, это был тиран – убеждённый и самолюбивый, про которого рассказывали, что на юбилее Каткова, когда того качали, он так подвернулся, что Катков очутился сидящим на его спине. Так и звали его поэтому в старших классах – Катковский осёл.
2. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Рекреация (устар.) – перерыв между уроками в школе; перемена.
3. Назовите характер и способы выражения грамматических основ первого предложения последнего абзаца.
[В общем, это (указательное местоимение) был тиран (составное именное сказуемое, выражено глагол-связка + существительное) – убеждённый и самолюбивый]1, (про которого рассказывали (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом))2, (что на юбилее Каткова, (когда того качали (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом))4, он так подвернулся (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом))3, (что Катков (имя существительное) очутился сидящим (составное именное сказуемое, выражено глагол + причастие) на его спине)5.
Синтаксический анализ предложения:
[В общем, это был тиран – убеждённый и самолюбивый]1, (про которого рассказывали)2, (что на юбилее Каткова, (когда того качали)4, он так подвернулся)3, (что Катков очутился сидящим на его спине)5.
(1-я часть: (что?) это; это (что такое?) был тиран; тиран (какой?) убеждённый и самолюбивый;
2-я часть: (что делали?) рассказывали; рассказывали (про кого?) про которого;
3-я часть: (кто?) он; он (что сделал?) подвернулся; подвернулся (где?) на юбилее Каткова; подвернулся (как?) так;
4-я часть: (что делали?) качали; качали (когда?) когда; качали (кого?) того;
5-я часть: (кто?) Катков; Катков (что сделал?) очутился сидящим; очутился сидящим (где?) на спине; на спине (чьей?) его).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из 5 частей, связанных при помощи подчинительной связи. Предложения соединены при помощи последовательного и неоднородного подчинения. 1-я часть – главная. 2-я часть – придаточное первой степени, определительное, присоединяется к главному при помощи союзного слова которого. 3-я часть – придаточное второй степени, изъяснительное, присоединяется ко 2-му придаточному при помощи подчинительного союза что. 4-я часть – придаточное третьей степени, обстоятельственное, времени, присоединяется к 3-му придаточному при помощи союзного слова когда. 5-я часть – придаточное третьей степени, образа действия, присоединяется к 3-му придаточному при помощи подчинительного союза что.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено вводным словом и однородными обособленными определениями, полное.
2-я часть: простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-я часть: простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
5-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, (про которого =)2, (что ..., (когда =)4, - =)3, (что - =)5.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением