Параграф 32 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 32. Единство фронта и тылаКакую роль сыграл тыл в победе Советского Союза над нацистской Германией?Благодаря трудовому подвигу советского народа и эффективной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 32. Единство фронта и тыла
Какую роль сыграл тыл в победе Советского Союза над нацистской Германией?
Благодаря трудовому подвигу советского народа и эффективной работе государственного механизма начиная с середины 1942 г. удалось сначала добиться паритета, а затем и превзойти Германию по выпуску важнейших видов военной продукции. При этом вооружение Красной Армии по ключевым параметрам не уступало, а зачастую и превосходило оружие и технику Германии и её союзников. Труженики тыла трудились на заводах, собирали средства на нужды армии, делали подарки солдатам, восстанавливались сельское хозяйство. Таким образом, тыл сыграл важнейшую роль в победе.
1. Покажите на карте места, куда были эвакуированы крупнейшие предприятия.
2. Выясните, куда (и почему именно туда) эвакуировались в 1941 г. из Москвы государственные учреждения и дипломатические миссии.
Некоторые учреждения эвакуировались в Куйбышев, Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Казань, Уфу, Новосибирск и другие крупные промышленные и культурные центры страны.
Эти города находились на значительном расстоянии от линии фронта, что делало их относительно безопасными для функционирования государственного аппарата. Поволжский и Уральский регионы были важными промышленными центрами СССР, и их инфраструктура позволяла быстро наладить производство и управление в условиях войны. Наличие железных дорог, водных путей и развитой промышленной базы обеспечивало эффективную связь с другими частями страны.
Почему тружеников тыла можно назвать героями войны?
Во время войны значительная часть производственных мощностей была эвакуирована в тыловые районы (например, на Урал и в Сибирь), и рабочие, в условиях тяжелейшего дефицита материалов и ресурсов, налаживали производство боеприпасов, танков, самолетов, оружия и обмундирования. Заводы работали круглосуточно, а рабочие (в том числе женщины и подростки) трудились по 12-14 часов в день.
Из-за мобилизации мужского населения на фронт, в тылу основными рабочими стали женщины, дети и старики. Они выполняли тяжелейшие работы на заводах, шахтах и сельском хозяйстве, что было жизненно важно для снабжения армии.
Какую роль в разгроме Германии сыграло производство военной техники и вооружения в СССР в годы войны?
Производство военной техники и вооружения в СССР в годы войны сыграло важную роль в разгроме Германии, так как это помогало создавать преимущество у солдат СССР.
1. Перечислите меры, которые предприняло советское руководство для перевода экономики страны на военный лад.
Под руководством Н. Вознесенского был осуществлён перевод предприятий, выпускающих продукцию гражданского назначения, на выполнение заказов для фронта. Были ускорены разработка и производство новой военной техники, расширены посевные площади в Поволжье и Сибири, проведена мобилизация средств населения для помощи фронту, госпиталям. Усилилась трудовая дисциплина.
2. Сформулируйте результаты перевода советской экономики на военные рельсы.
По общему объёму произведённой военной продукции Советский Союз почти вдвое превзошёл Германию, и это при том, что на вооружение и оснащение гитлеровской армии работала почти вся Европа - сателлиты Германии и оккупированные ею страны.
1. Какую роль сыграл ленд-лиз в победе Красной Армии? Сформулируйте не менее 2-3 положений.
Существенная часть боевой техники была получена СССР из Великобритании и США по программе ленд-лиза (от англ. lend-lease – взаймы, в аренду). Увеличение объёмов поставок способствовало ускорению темпов наступления Красной Армии в 1943-1945 гг. и завершению войны в более короткие сроки.
2. Выясните, какие мнения высказываются историками о значимости зарубежной помощи СССР в годы Великой Отечественной войны. Какие аргументы они приводят в поддержку своих мнений?
Многие историки утверждают, что помощь по программе ленд-лиза оказала значительное влияние на способность Советского Союза вести боевые действия и сыграла важную роль в достижении победы. СССР получил большое количество военной техники, транспорта, продовольствия и стратегических ресурсов. Огромные поставки продовольствия (особенно консервов), стали значимым фактором в обеспечении армии и тыла.
Другие историки утверждают, что зарубежная помощь была важна, но не являлась решающей в победе СССР. Историки, поддерживающие эту точку зрения, указывают на то, что основные военные поставки, включая танки, самолеты, артиллерию и стрелковое оружие, производились на советских предприятиях. Например, советские заводы произвели значительно больше танков (около 96 тысяч) и самолетов (около 137 тысяч), чем было получено по ленд-лизу. Некоторые исследователи отмечают, что значительная часть помощи по ленд-лизу начала поступать только после 1943 года, когда Красная Армия уже смогла остановить немецкое наступление и начала контрнаступление. Это ставит под сомнение решающую роль ленд-лиза в начальные, наиболее критические годы войны, когда СССР столкнулся с наибольшими трудностями.
Проанализируйте данные таблицы. Какие выводы из неё можно сделать?
• Производство всех видов сельскохозяйственной продукции уменьшилось
• Производство всех видов сельскохозяйственной продукции начало расти с 1944 года, что говорит о том, что в это время экономика начала восстанавливаться
• На начальных этапах войны сельское хозяйство столкнулось с большими трудностями
Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства в годы войны. Каково было положение деревни и колхозников в этот период?
После призыва миллионов мужчин в Красную Армию и захвата гитлеровцами огромных территорий трудоспособное крестьянское население сократилось более чем в 2 раза. Основная тяжесть легла на женщин, подростков и пожилых людей. Каждый килограмм выращенного и собранного хлеба давался ценой тяжёлого физического труда.
Первоначально выстоять удалось благодаря созданным в предвоенные годы государственным резервам. Одновременно принимались меры по изменению структуры земледелия: для увеличения производства хлеба пришлось пойти на существенное сокращение посевов других культур. В восточных регионах удалось освоить более 2 млн га новых земель.
С весны 1942 г. количество обязательных для выработки трудодней в колхозах было увеличено. На трудодень выдавалось в 2,5-3 раза меньше зерна и картофеля по сравнению с довоенным временем. Мясо, масло и молоко практически полностью сдавались по обязательным поставкам.
Падение объёмов производства было настолько значительным, что избежать голода и гибели людей в городах можно было только путём режима жёсткой экономии и нормированного (по государственным ценам) уравнительного распределения. Уже осенью 1941 г. во всех крупных промышленных центрах страны была введена карточная система на хлеб и сахар, а затем - на все основные продукты питания.
С 1943 г., по мере освобождения оккупированных территорий, началось восстановление сельского хозяйства. В результате увеличения посевных площадей производство продовольствия стало возрастать.
1. В чём проявился патриотический подъём в первые месяцы войны? Приведите 2-3 конкретных примера.
Ярким свидетельством единства фронта и тыла, армии и народа стало создание народного ополчения - массового добровольного участия советских граждан в вооружённой борьбе с захватчиками. Только за первые три дня войны в Москве, Ленинграде, Киеве других городах в военкоматы поступили десятки тысяч заявлений просьбой об отправке на фронт.
Эффективным стало соревнование производственных коллективов и отдельных рабочих в выполнении плановых заданий. Это патриотическое движение, зародившись в военной промышленности, постепенно охватило все отрасли.
В июле 1941 г. молодой московский токарь Ф. Букин выступил с инициативой работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, т. е. ежедневно выполнять две нормы (200 %). Его почин был подхвачен другими рабочими.
В трудовых коллективах получили широкое распространение движение за совмещение профессий, почин «многостаночников»
Огромным вкладом в Победу стал сбор тёплых вещей: собранного в течение войны хватило бы, чтобы одеть до 10 млн бойцов. Огромный моральный эффект на передовой производили подарки. Особо трогательными для бойцов были те, в сборе и отправке которых принимали участие дети.
Благодаря самоотверженному труду медиков в масштабах всей страны был реализован комплекс санитарно-гигиенических мероприятий. Даже в условиях перемещения огромных масс людей и снижения уровня жизни удалось не допустить массового распространения инфекционных заболеваний и вспышек эпидемий.
2. Приведите 3-4 конкретных примера реализации лозунга «Всё для фронта! Всё для победы!».
• В первые месяцы войны, когда немецкие войска стремительно продвигались к Москве и другим важным промышленным центрам, в СССР была организована масштабная эвакуация заводов на восток, за Урал, в Сибирь и Казахстан
• Сельское хозяйство также играло жизненно важную роль в обеспечении армии продовольствием. Несмотря на нехватку техники, мужчин, призванных на фронт, и тяжелые условия работы, колхозники, в основном женщины и подростки, трудились не покладая рук
• Миллионы граждан СССР жертвовали свои личные сбережения на создание танковых колонн и авиационных эскадрилий для армии
Как и почему изменились взаимоотношения Церкви и государства в годы войны? Сформулируйте 2-3 положения.
В период войны политика советской власти в отношении верующих изменилась. Контроль над религиозной деятельностью со стороны государства сохранялся, но при этом стала проявляться веротерпимость.
22 июня 1941 г. митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к верующим с посланием, в котором благословил всех православных «на защиту священных границ нашей Родины». С патриотических позиций выступали мусульманские организации.
Общественная роль религии раскрывалась в наиболее тяжёлые моменты войны. Богослужения в блокадном Ленинграде проходили при переполненных храмах.
Государство начинало видеть в религиозных организациях союзника. В сентябре 1943 г. Сталин дал согласие на избрание патриарха.
В августе 1943 г. состоялся Учредительный съезд представителей мусульманского духовенства и верующих Средней Азии и Казахстана. С санкции правительства было образовано Духовное управление мусульман этого региона. Вскоре после этого было образовано Закавказское духовное управление мусульман, а в 1944 г. - Духовное управление мусульман Северного Кавказа.
1. Какие задачи встали перед советской экономикой после начала Великой Отечественной войны? Сформулируйте не менее трёх задач.
• Мобилизация экономики на военные нужды
• Эвакуация промышленности из зон боевых действий
• Обеспечение армии и населения продовольствием и ресурсами
Какие мероприятия были проведены для их решения? Укажите не менее трёх мероприятий.
• В кратчайшие сроки были эвакуированы тысячи заводов, что позволило продолжить производство на новых территориях. Более 2,500 предприятий были перевезены за Урал, в Сибирь и другие регионы
• Были введены военные трудовые обязанности для всех трудоспособных граждан. В промышленности и сельском хозяйстве стали работать женщины, подростки и старики, чтобы восполнить нехватку рабочей силы
• Был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который координировал все аспекты военной экономики и распределения ресурсов
2. Сформулируйте 2-3 объяснения трудового героизма советских людей в годы войны.
• Пропаганда активно подчеркивала необходимость защиты родины, семьи и советского строя от фашистской агрессии. Люди верили, что их трудовой вклад напрямую способствует победе, и поэтому готовы были работать на пределе возможностей
• Множество людей добровольно брались за сверхурочные работы, жертвовали личными средствами для нужд фронта
• Люди понимали, что от их работы зависит не только судьба страны, но и их собственное выживание. В условиях нехватки ресурсов и сложностей военного времени многие считали труд героическим долгом
3. Приведите примеры, подтверждающие факт очень быстрого формирования добровольных отрядов ополчения в период Великой Отечественной войны.
В июле 1941 года в Москве начали формироваться дивизии народного ополчения. За короткий срок было создано 12 дивизий, состоящих из добровольцев — студентов, рабочих, интеллигенции и ветеранов.
В первые месяцы войны тысячи жителей Ленинграда вступили в ряды народного ополчения для защиты города. Уже к сентябрю 1941 года ополченцы сыграли важную роль в организации обороны Ленинграда от немецких войск.
В первые дни войны в Минске местные жители организовали отряды для сопротивления немецким оккупантам. Эти отряды участвовали в задержке продвижения противника, что помогло армии сосредоточиться на обороне.
4. Поэт М. Кульчицкий, погибший во время Великой Отечественной войны, написал такие строки: «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» Как вы понимаете эту метафору?
Эта метафора подчеркивает, что война — это не только героические подвиги и яркие события, как может показаться со стороны. Она заключается в повседневном тяжелом труде: как на передовой, так и в тылу. Солдаты, рабочие, медики — все они выполняли колоссальную работу в жестких условиях, и это требует огромной физической и моральной выносливости. Война — это долгий, изнурительный процесс, который требует полного напряжения сил.
5. Изучите таблицу «Объёмы транспортируемых военных грузов в СССР США и Великобритании в годы Великой Отечественной войны».
Какие выводы об объёмах поставок военных грузов можно сделать, опираясь на материал таблицы?
• Большинство поставок производились через Тихий океан
• Меньше всего поставок производилось через Чукотку и Камчатку
• Самыми безопасными и удобными путями поставки были Тихий океан, Иран и Арктическая зона
6. Проанализируйте меры по мобилизации трудоспособного населения и организации рабочего времени в военные годы.
В 1941 году был введен указ о всеобщей трудовой мобилизации, который обязал всех трудоспособных граждан, не находящихся на фронте, работать на оборонных предприятиях или в сельском хозяйстве. Рабочий день на оборонных предприятиях увеличился до 12-14 часов, а иногда и больше. Многие заводы работали круглосуточно в три смены.
Женщины и подростки стали основной рабочей силой в промышленности и на полях. Их трудовые нормы часто превышали довоенные показатели.
7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о роли, которую сыграли в переводе экономики страны на военные рельсы Н. Шверник, М. Первухин, Н. Вознесенский.
Николай Шверник был председателем Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Он занимался вопросами трудовой мобилизации, организацией труда и производства, а также обеспечением условий для рабочих, что было критически важно для поддержания высокого уровня производства.
Максим Первухин был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Наркомом химической промышленности. Он сыграл ключевую роль в налаживании производства взрывчатых веществ, горючего и других химических материалов, необходимых для фронта.
Николай Вознесенский был председателем Госплана СССР и ответственен за координацию всех планов по военной мобилизации экономики. Он курировал распределение ресурсов между фронтом и тылом, что обеспечивало баланс в военном производстве и снабжении.
8. Сравните отношение советской власти к Русской православной церкви и верующим других конфессий до начала Великой Отечественной войны и во время неё. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
Общие черты:
• До начала войны и в её первые годы советская власть проводила активную антирелигиозную политику, направленную на подавление любой религиозной активности
• Все конфессии находились под жестким контролем государства
Различия:
• В 1943 году Сталин смягчил политику в отношении Русской православной церкви, что позволило восстановить патриаршество и наладить более тесные отношения между государством и церковью
• Православная церковь получила некоторые привилегии
• РПЦ активно участвовала в патриотической пропаганде, собирала средства для фронта и поддерживала моральный дух населения
9. Чем положение советских людей в тылу отличалось от положения населения в других воюющих странах?
В СССР военные мобилизационные меры охватывали всю страну, и граждане работали в условиях строгих норм, часто без выходных, по 12-14 часов. В других странах трудовая мобилизация не была столь всеобъемлющей.
В СССР существовала система карточек на продукты, и многие люди страдали от нехватки продовольствия, особенно в осажденных городах. В то время как в других странах, таких как США и Великобритания, также существовали ограничения, их население не испытывало такого же уровня дефицита.
Советские граждане, жившие в оккупированных территориях или в зонах боевых действий, часто были вынуждены эвакуироваться в другие районы страны, что создавало тяжелые условия жизни для миллионов людей. В других странах масштабные эвакуации гражданского населения не проводились в таких масштабах.
Раскройте смысл понятия «лендлиз».
Ленд-лиз — это программа, запущенная Соединёнными Штатами во время Второй мировой войны, по которой они предоставляли союзным странам, в том числе СССР, военную технику, продовольствие, топливо и стратегические материалы на условиях займа или аренды.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Помимо вооружений, СССР получал от США большое количество продовольствия. Например, американские тушёнка, сгущённое молоко и другие продукты питания составляли значительную часть рациона Красной Армии, особенно в тяжелые годы войны.
Благодаря ленд-лизу, СССР получил огромные поставки алюминия, стали и других важных материалов, которые были необходимы для производства самолетов, танков и другой техники.
1. Каким образом глава Русской православной церкви определяет смысл и значение войны с Германией?
Митрополит Сергий определяет войну с Германией как борьбу с агрессией фашизма, который он называет "фашиствующими разбойниками", напавшими на Родину. Сергий указывает на важность войны как защиты Родины и православной веры от вражеской силы, подчеркивая, что это повторение испытаний, которые русскому народу уже удавалось преодолеть в прошлом.
2. К чему он призывает верующих?
Митрополит Сергий призывает православных к единению в защите Отечества. Он обращается к каждому, вне зависимости от его роли в обществе (рабочим, крестьянам, учёным, женщинам, мужчинам, юношам и старикам), с просьбой внести свою долю в общую борьбу и труд во имя Родины.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Благодаря трудовому подвигу советского народа и эффективной работе государственного механизма начиная с середины 1942 г. удалось сначала добиться паритета, а затем и превзойти Германию по выпуску важнейших видов военной продукции. При этом вооружение Красной Армии по ключевым параметрам не уступало, а зачастую и превосходило оружие и технику Германии и её союзников. Труженики тыла трудились на заводах, собирали средства на нужды армии, делали подарки солдатам, восстанавливались сельское хозяйство. Таким образом, тыл сыграл важнейшую роль в победе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением