Параграф 36 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 36. Наука и культура в годы войныКакой вклад в дело Победы внесли наука и искусство в годы войны?Духовная жизнь страны, деятельность представителей науки и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 36. Наука и культура в годы войны
Какой вклад в дело Победы внесли наука и искусство в годы войны?
Духовная жизнь страны, деятельность представителей науки и культуры были подчинены главной цели – достижению Победы над Германией.
Советские учёные внесли огромный вклад в создание новых образцов вооружений и техники, технологий их производства. Благодаря труду учёных и инженеров удалось не только обеспечить эффективность работы советской военной промышленности и экономики в целом, но и существенно сократить затраты ресурсов.
Созданные в период войны произведения литературы, музыки, живописи, разные по уровню мастерства, раскрывали и отражали главное - справедливый, Отечественный характер той войны, которую советским людям пришлось вести, отражая гитлеровское нашествие. Утверждали нравственное превосходство советского, русского человека над солдатом гитлеровской Германии.
Жизненность произведений культуры и искусства, созданных поколением фронтовиков, позволяет нам и сегодня воспринимать их как ценнейшие исторические свидетельства, сохраняющие доносящие до нас ПРАВДУ о войне и ПРАВДУ о тех, благодаря кому была завоёвана Победа.
Почему для СССР было важно создать технологию производства атомного оружия?
Для СССР было важно создать технологию производства атомного оружия, потому что подобные технологии уже развивались в других странах, что делало СССР слабее в военном плане и предоставляло угрозу для страны. Например, успешные испытания ядерного оружия провели США.
Приведите конкретные примеры вклада деятелей искусства в Победу.
Свой вклад в общую борьбу внесли и советские композиторы. Самым распространённым музыкальным жанром во время войны была песня. Как широко известными поэтами и композиторами, так и обычными людьми, талантами из народа, были написаны сотни песен, посвящённых войне, Родине, грядущей Победе.
Работа театров во время войны не прекращалась даже в самые тяжёлые периоды. На выездных концертах в воинских частях на передовой, в госпиталях и на предприятиях страны звучали арии из опер в исполнении лучших артистов Советского Союза: В. Барсовой, Н. Обуховой, М. Михайлова, С. Лемешева и И. Козловского.
Широкий размах приобрело выступление на фронтах театральных коллективов и концертных бригад, в составе которых были популярные певцы и актёры М. Жаров, Н. Крючков, М. Латыни-на, Л. Русланова, Л. Утёсов, К. Шульженко и др.
В годы войны не прекращалось производство кинофильмов. Большой популярностью пользовались ленты «Она защищает Родину», «Зоя», «Два бойца», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны» и др.
Свой вклад в летопись войны внесли художники и скульпторы. Они отображали военные будни, создавали портреты защитников Родины, участвовали в создании камуфляжа зданий и боевой техники.
Перечислите характерные черты развития литературы в годы войны.
• Популярность фронтовой литературы, очерков
• Тема войны стала ведущей в произведениях литературы
• Тематика героизма и подвигов
• Востребованность поэзии
Какой урон нанесли нацисты культуре Советского Союза?
Главари Третьего рейха по-своему понимали значение культуры. Они подвергли уничтожению или опустошению национальные святыни и объекты культуры на оккупированной ими территории СССР. Общий ущерб культурному достоянию народов Советского Союза, нанесённый гитлеровцами, приблизительно оценён в 1 млн 177 тыс. музейных предметов, редких книг и рукописей, архивных дел, предметов искусства.
1. Какое воздействие оказывала поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского на бойцов? Сформулируйте 2-3 положения.
Поэма поднимала боевой дух, показывая героизм простого солдата, который, несмотря на трудности, сохранял оптимизм и готовность бороться. Василий Тёркин символизировал непоколебимость советского народа.
Образ Тёркина отражал обыденную жизнь солдат, помогая им чувствовать, что они не одиноки в своих испытаниях. Поэма объединяла бойцов общей целью – победой.
Яркий герой Тёркин, с его находчивостью и мужеством, был примером стойкости и готовности к самоотверженности, что побуждало бойцов проявлять свои лучшие качества на фронте.
2. Сравните развитие художественной культуры в 1930-е гг. и во время войны. Выделите черты сходства и различия.
Сходства:
• В обоих периодах культура оставалась мощным инструментом пропаганды. Основной задачей было укрепление патриотизма и героического образа советского народа
• В 1930-е годы и во время войны подчеркивалась важность коллективных усилий, и это отражалось в литературе, искусстве и музыке
Различия:
• В 1930-е годы искусство воспевало строительство социализма, успехи индустриализации и коллективизации, тогда как во время войны основной темой стало отражение героизма на фронте и в тылу
• Во время войны культурные произведения стали более реалистичными и эмоциональными, с сильным патриотическим подтекстом, в отличие от более оптимистических и идеализированных работ 1930-х годов
• Во время войны искусство активно использовалось как средство психологической поддержки и мобилизации на борьбу, в то время как в 1930-е годы оно в большей степени прославляло успехи советской власти и социалистического строя
3. Прослушайте гимн СССР (1943), песню «Священная война» В. Лебедева-Кумача, 7-ю симфонию (фрагмент) Д. Шостаковича. Какие эмоции они у вас вызвали?
Гимн СССР (1943) вызывает гордость и патриотические чувства, символизируя силу и единство советского народа.
«Священная война» В. Лебедева-Кумача вызывает глубокое чувство борьбы и готовности к защите родины, звучит как мобилизационный призыв.
7-я симфония Д. Шостаковича вызывает острое переживание трагизма войны, передавая напряжение и страдания людей, одновременно вселяя веру в победу.
Какую роль играла музыка во время войны?
Музыка во время войны играла ключевую роль в поддержании морального духа бойцов и гражданского населения, способствовала мобилизации на фронт и в тылу, отражала общие настроения общества.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Развитие культуры СССР в годы Великой Отечественной войны». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Роль культуры в годы войны
1.1. Мобилизационная и пропагандистская функция искусства
1.2. Поддержание морального духа на фронте и в тылу
2. Литература и журналистика
2.1. Литературные произведения на фронте (А. Твардовский, К. Симонов)
2.2. Фронтовая журналистика и её вклад в информационное сопровождение войны
3. Музыка и искусство
3.1. Песни войны: «Священная война», фронтовые марши
3.2. Симфонии и музыкальные произведения (Шостакович, Прокофьев)
3.3. Фронтовые театры и кинематография
4. Творчество в условиях блокады и оккупации
4.1. Культурные достижения в блокадном Ленинграде
4.2. Подпольные театры и художественные кружки в оккупированных территориях
5. Изучите дополнительные материалы о фронтовых корреспондентах во время Великой Отечественной войны. (Послушайте, например, «Песню военных корреспондентов» М. Блантера на стихи К. Симонова.) Чем они занимались на фронте? Все ли вернулись с войны?
Фронтовые корреспонденты играли важную роль в информировании и поддержке боевого духа как армии, так и гражданского населения.
Корреспонденты освещали ход боевых действий, создавая репортажи и статьи прямо с фронта, вели хронику войны, запечатлевая подвиги бойцов и жизнь на передовой. Многие корреспонденты участвовали в боях, выполняя не только журналистскую, но и боевую задачу. Однако не все вернулись с войны — многие погибли, выполняя свой долг на линии фронта.
Какие обстоятельства и события убеждали воинов Красной Армии в праве на беспощадную борьбу с захватчиками?
Описание деревень, разрушенных войной, женщин, несущих кринки и плачущих стариков показывает, как сильно пострадало население оккупированных территорий. Люди теряли близких, дома, жизнь в привычном русле. Видя эти страдания, бойцы понимали свою обязанность освободить родные земли и отомстить за невинные жертвы.
Автор подчеркивает глубинную связь солдат с Россией, её традициями и историей, называя родину не домом в городе, а деревнями с русскими могилами и крестами. Это порождало у воинов чувство ответственности за сохранение культурных и духовных корней.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Духовная жизнь страны, деятельность представителей науки и культуры были подчинены главной цели - достижению Победы над Германией.
Советские учёные внесли огромный вклад в создание новых образцов вооружений и техники, технологий их производства. Благодаря труду учёных и инженеров удалось не только обеспечить эффективность работы советской военной промышленности и экономики в целом, но и существенно сократить затраты ресурсов.
Созданные в период войны произведения литературы, музыки, живописи, разные по уровню мастерства, раскрывали и отражали главное - справедливый, Отечественный характер той войны, которую советским людям пришлось вести, отражая гитлеровское нашествие. Утверждали нравственное превосходство советского, русского человека над солдатом гитлеровской Германии.
Жизненность произведений культуры и искусства, созданных поколением фронтовиков, позволяет нам и сегодня воспринимать их как ценнейшие исторические свидетельства, сохраняющие доносящие до нас ПРАВДУ о войне и ПРАВДУ о тех, благодаря кому была завоёвана Победа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением