Упр.328 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение В следующих текстовых фрагментах найдите устаревшие слова и диалектизмы, укажите, для чего они использованы писателями. Текст III спишите, расставляя знаки препинания,...

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение В следующих текстовых фрагментах найдите устаревшие слова и диалектизмы, укажите, для чего они использованы писателями. Текст III спишите, расставляя знаки препинания,...

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение В следующих текстовых фрагментах найдите устаревшие слова и диалектизмы, укажите, для чего они использованы писателями. Текст III спишите, расставляя знаки препинания,...
Дополнительное изображение

Решение #4 (Учебник 2019)

Изображение В следующих текстовых фрагментах найдите устаревшие слова и диалектизмы, укажите, для чего они использованы писателями. Текст III спишите, расставляя знаки препинания,...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность ии тип речи. Найдите предложения с авторскими знаками препинания. Чем можно объяснить их употребление? Выполните пунктуационный разбор 2-го и 3-го предложений.
В камельке целая огненно- рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как береста. Тут же, пееред камельком, чурбачок. Можно сесть на него, закурить и - думать. Одному хорошо думается... В избушке было жарко. А на улице - морозно. На душе у Никитича легко.
...Сидел Никитич, курил.
Прошаркали на улице лыжи, потом- стихло. В оконце вроде кто-то заглянул. Потом опять скрипуче шаркнули лыжи - к крыльцу. В дверь стукнули два раза палкой.
- Есть кто-нибудь?
(В. Шукшин)

Вариант ответа 1
Стиль речи: художественный.
Тип речи: описание (1 абзац) и повествование (остальные абзацы).
Предложения с авторскими знаками препинания:
Можно сесть на него, закурить и – думать. Прошаркали на улице лыжи, потом – стихло. Потом опять скрипуче шаркнули лыжи – к крыльцу.

Авторские знаки препинания усиливают выразительность текста, активизируют восприятие читателя и передают добавочные смыслы, важные для замысла писателя. В первом предложении В. Шукшин с помощью тире акцентирует внимание читателя на задумчивом настроении героя. В остальных предложениях тире указывают на быструю смену событий.

Поленья сразу вспыхивают, как береста.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится точка. Предложение простое, осложнённое сравнительным оборотом, которое выделяется запятой. Это выделительный знак. Точка является разделительным знаком, т. к. отделяет это предложение от других в тексте. Это одиночный знак).

Тут же, перед камельком, чурбачок.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится точка. Предложение простое, осложнённое уточняющим обстоятельством, которое выделяется запятыми. Это выделительный парный знак. Точка является разделительным знаком, т. к. отделяет это предложение от других в тексте. Это одиночный знак).

Вариант ответа 2
Стиль текста – художественный (отрывок из художественного произведения, средства выразительности: эпитеты - огненно-рыжая горка, скрипучие лыжи; сравнение – вспыхивают, как береста; уточняющие члены предложения – тут же, перед камельком; инверсия – скрипучие шаркнули лыжи; есть авторские знаки, указывающие на прерывистость и эмоциональность речи).
Тип речи – повествование с элементами описания (интерьера).

В следующих текстовых фрагментах найдите устаревшие слова и диалектизмы, укажите, для чего они использованы писателями. Текст III спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
I. за счастье на русской родной земле решил Степан Тимофеевич биться. Объявил он войну боярству. Однако Разин не торопился. Знал он, что сверху по Волге движется на стругах к Царицыну большое стрелецкое войско. У стрельцов пушки, мушкеты, пищали. Ратному делу стрельцы обучены.
(С. Алексеев)
II. - А слыхали вы,ребятки, - начал Илюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
— На плотине-то? — спросил Федя.
— Да, да, на плотине. Кругом всё такие буераки, овраги а в оврагах казюли [змеи] водятся.
(И. Тургенев)
III. Стрельцы народ тучи мальчишек глядели на пёстрый государев дворец раскинувшейся на четверть Кремлёвской площади.
Палаты каме(н, нн)ые и деревя(н, нн)ые высокие терема приземистые избы сени башни и баш..нки расписа(н, нн)ые красным зелёным синим обшитые тёсом. Гул прошёл по многотысячной толпе. Резко затр..щали барабаны.
(А.Н. Толстой)
Ответ №1
I. Устаревшие слова: боярство, струги, Царицын, стрелецкое войско, мушкеты, пищали, ратное дело, стрельцы.
В художественной литературе устаревшая лексика используется для воссоздания колорита определённой эпохи, реальной исторической обстановки.
За счастье на русской родной земле решил Степан Тимофеевич биться.4
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено.
II. Диалектные слова: намеднись, буераки, казюли [змеи].
В художественном произведении диалектные слова придают речи персонажей своеобразный местный колорит, делают речь героев яркой, образной и самобытной.
– А слыхали вы, ребятки, – начал Илюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?5
(Предложение вопросительное, поэтому в конце предложения как знак завершения ставится вопросительный знак. Это диалог, состоит из реплики персонажа, которая разрывается словами автора и разделяется с ними тире и запятыми. Реплика также начинается с тире).
III. Устаревшие слова: стрельцы, государев, палаты, терема, сени.
Устаревшие слова используются в художественных произведениях, повествующих о прошлом, они помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает. Устаревшая лексика используется для обозначения вышедших из употребления предметов, явлений, для указания на время, в которое происходит действие.
Стрельцы, народ, тучи мальчишек глядели на пёстрый государев дворец, раскинувшийся (какой? безударное окончание причастия в В. п. ед. ч. м. р.) на четверть Кремлёвской площади.
Палаты каменные (нн на стыке корня и суффикса) и деревянные (исключение), высокие терема, приземистые избы, сени, башни и башенки уменьшит. сущ. ж. р., образов. от слов с основой на н и беглой е в Р. п. мн. ч. башни – башен), расписанные (полное страд. причастие) красным, зелёным, синим, обшитые тёсом.
Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, полное, распространённое, осложнено однородными подлежащими и однородными определениями, выраженными причастными оборотами (в первый причастный оборот входят одиночные однородные определения).
Гул прошёл по многотысячной толпе. Резко затрещали (треск) барабаны6.
(А. Н. Толстой)
1. Барабан – ударный музыкальный инструмент в виде полого цилиндра, оба основания которого обтянуты кожей.
2. В прямом значении.
3. Инструмент.
4. Нейтральное.
5. Возможно, является заимствованным из тюркского языка.
Ответ №2
Диалектные слова в художественных текстах в первую очередь характеризуют персонажей, во вторую - создают "правдивость" описываемых событий, а также создают местный колорит. Устаревшие слова используются в художественных текстах для воссоздания колорита отдаленных времен.?

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением