Параграф 10 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 10. Правонарушения и юридическая ответственность
ЗАДУМАЕМСЯ
Случается, что некоторые из ваших сверстников, к сожалению, нарушают законы. Какой вред они причиняют сами себе, другим людям, обществу в целом?
Нарушение законов сверстниками причиняет вред как им самим, так и окружающим. Они рискуют получить наказание, испортить свою репутацию и ограничить свои будущие возможности. Для других людей это может означать физический, материальный или моральный ущерб. Общество в целом страдает от снижения уровня безопасности и доверия.
Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
Изменить ситуацию можно через правовое просвещение, воспитание ответственности и создание условий для вовлечения молодёжи в общественно полезную деятельность.
ВСПОМНИМ
Что такое право?
Право — это система общеобязательных норм, установленных государством для регулирования поведения людей и их отношений.
Что означает словосочетание «норма права»?
Норма права — это конкретное правило поведения, закреплённое в законе.
Назовите виды правового поведения.
Виды правового поведения включают правомерное (соответствующее закону) и противоправное (нарушающее закон). Правомерное поведение может быть активным, обычным или пассивным.
Какие из рисунков иллюстрируют правомерное поведение, а какие — поведение противоправное?
Правомерное поведение иллюстрирует рисунок посередине. Два остальных рисунка иллюстрируют неправомерное поведение – мальчик на рисунке слева нарушил правила дорожного движения и создал аварийную ситуацию, а на рисунке справа мальчики устроили драку.
Нарушил ли правила пассажир, двигавшийся по эскалатору слева? Виновен ли Дмитрий? Как вы считаете, умышленно ли он причинил вред другому пассажиру или поступил неосторожно?
Пассажир, двигавшийся по эскалатору слева, не нарушил правила, так как левая сторона предназначена для прохода. Дмитрий виновен, так как он поставил сумку, создав препятствие для других пассажиров. Скорее всего, он поступил неосторожно, не задумываясь о последствиях своих действий.
Как вы думаете, может ли проступок стать преступлением? Проиллюстрируйте ответ примерами.
Да, проступок может стать преступлением, если он причиняет значительный вред или совершается неоднократно. Например, мелкая кража в магазине может считаться проступком, но если она совершается регулярно или в крупных размерах, это уже квалифицируется как преступление.
К каким последствиям, по мнению философа, может привести незнание права?
По мнению И. А. Ильина, незнание права ведёт к произволу сильных и запуганности слабых. Это делает невозможной жизнь в праве и по праву, превращая людей в подобие животных или вещей, не понимающих, что можно, что должно и чего нельзя.
Как вы думаете, чем уголовная ответственность отличается от всех других видов юридической ответственности?
Уголовная ответственность отличается тем, что она наступает за совершение преступлений, которые представляют наибольшую общественную опасность. Она влечёт за собой наиболее строгие наказания, такие как лишение свободы, в отличие от административной или гражданской ответственности, которые предусматривают менее суровые меры.
1. Каковы признаки правонарушения?
Во-первых, правонарушение — это всегда деяние (действие либо бездействие). Во-вторых, правонарушение — это деяние, нарушающее именно норму права. В-третьих, правонарушение — это виновное деяние. Под виной понимается отношение лица к собственному поведению и к его результатам. В-четвёртых, важным признаком правонарушения является общественная опасность, то есть причинение вреда.
2. В чём сходство и различия проступка и преступления?
Преступления — это самые опасные виды правонарушений. От преступления проступок отличается меньшей степенью обществен-ной опасности (вреда). Однако следует помнить, что в совокупности проступки могут нанести очень большой вред.
3. Каковы виды проступков?
1) Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок (нарушение правил дорожного движения, правил провоза багажа в транспорте, запрета на курение в общественных местах и др.).
2) Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок деятельности данных организаций.
3) Гражданские проступки — это правонарушения, совершённые в сфере имущественных (нанесение имущественного вреда) и личных неимущественных отношений (нанесение морального вреда).
4. Каков смысл понятия «юридическая ответственность»?
Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.
Во-первых, это черта правовой культуры человека, особенно ценно, когда ответственность становится нормой его поведения, руководством к действию. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона. Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжёлые последствия правонарушения.
Во-вторых, понятие «юридическая ответственность» имеет строго правовой смысл — это применение предусмотренных законом мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.
5. Назовите основные виды юридической ответственности.
• Уголовная ответственность
• Административная ответственность
• Дисциплинарная ответственность
• Материальная ответственность
• Гражданская ответственность
6. Что означает принцип презумпции невиновности?
В юридическом смысле презумпция невиновности — это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом.
1. Определите, какое из приведённых понятий не является признаком правонарушения: а) опасное поведение; б) опасные мысли; в) нарушение норм права; г) причинение вреда.
Признаком правонарушения не являются опасные мысли, так как правонарушение всегда связано с действием или бездействием, а не с внутренними мыслями человека. Опасное поведение, нарушение норм права и причинение вреда — это ключевые признаки правонарушения.
2. Даша поливала из пластиковой бутылки цветы, стоявшие на подоконнике у раскрытого окна. Неожиданно бутылка выпала из её рук и, вылетев из окна, облила водой случайного прохожего. Виновна ли Даша и почему?
Даша может быть признана виновной, если будет доказано, что она действовала неосторожно. Например, если она не предприняла достаточных мер предосторожности, чтобы избежать падения бутылки. Однако если это произошло случайно и без её умысла, она может быть освобождена от ответственности.
3. Приведите примеры жизненных ситуаций, связанных с правонарушениями. Поясните, в чём опасность этих правонарушений для личности и для общества.
Примеры правонарушений: кража, вандализм, нарушение правил дорожного движения. Кража опасна для личности, так как приводит к материальным потерям и чувству незащищённости. Для общества это подрывает доверие и увеличивает расходы на безопасность. Вандализм портит общественное имущество, что требует дополнительных затрат на восстановление. Нарушение ПДД может привести к авариям, травмам и гибели людей.
4. Представьте, что вы с другом вошли в лифт, а он стал расписывать кабину фломастером. Как вы поступите? Почему?
Я бы попыталась остановить друга, объяснив, что это вандализм и нарушение закона. Если он не остановится, я бы сообщила об этом в управляющую компанию или правоохранительные органы. Это важно, чтобы предотвратить порчу имущества и показать, что такие действия недопустимы.
5. Составьте краткое сообщение (5—7 предложений) о юридической ответственности, используя все приведённые понятия: «правонарушение», «наказание», «ответственность», «презумпция невиновности», «административные проступки», «преступление».
Юридическая ответственность наступает за совершение правонарушений, которые делятся на административные проступки и преступления. Презумпция невиновности гарантирует, что человек считается невиновным, пока его вина не доказана в суде. Наказание за правонарушение зависит от его тяжести: за административные проступки назначаются штрафы, а за преступления — более строгие меры, включая лишение свободы. Ответственность помогает поддерживать порядок в обществе и защищает права граждан.
Проведите небольшой опрос. Расспросите своих одноклассников, не нарушали ли они когда-либо установленных правил: устава школы, правил поведения на дорогах и в общественных местах (в транспорте, на детской площадке, в театре, музее и пр.). Поинтересуйтесь, в чём, на их взгляд, главная причина совершённых правонарушений. Сделайте выводы, какие конкретно правила нарушали ваши товарищи чаще всего, в чём, по их мнению, главные причины правонарушений. Сформулируйте свои предложения для устранения этих причин. Подготовьте презентацию.
(Ссылка на презентацию ниже.)
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением