Параграф 7 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
Глава II. Человек как участник правовых отношений
§ 7. Правоотношения и их участники
ЗАДУМАЕМСЯ
Гражданка Сидорова попросила своего знакомого подключить ей новый телевизор. Во время работы знакомый повредил электрическую розетку, но не заметил этого и подключил телевизор. В результате прибор вышел из строя. Возникло ли в данном случае правоотношение?
Да, в данном случае возникло правоотношение. Гражданка Сидорова и её знакомый вступили в гражданско-правовые отношения, связанные с выполнением услуги (подключение телевизора). Знакомый, выполняя работу, повредил розетку, что привело к поломке телевизора. Это создало обязательство по возмещению ущерба, так как действия знакомого привели к повреждению имущества Сидоровой.
Может ли гражданка обратиться в суд с тем, чтобы потребовать возмещения ущерба от производителя телевизора?
Нет, в данном случае требование к производителю телевизора не обосновано, так как поломка произошла не по вине производителя, а из-за неправильного подключения и повреждения розетки. Гражданка Сидорова может обратиться в суд с требованием возмещения ущерба к своему знакомому, который выполнял подключение, так как он допустил ошибку, повлёкшую повреждение имущества.
ВСПОМНИМ
Какие нормы регулируют социальные отношения?
Социальные отношения регулируются нормами права, морали, традициями, обычаями и религиозными установками. Правовые нормы являются основным регулятором, так как они закреплены в законах и подкреплены силой государства.
Что такое право?
Право — это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, которые регулируют поведение людей и их отношения в обществе. Право обеспечивается мерами государственного принуждения.
Что должны защищать правовые нормы?
Правовые нормы должны защищать права и свободы человека, общественный порядок, справедливость, законные интересы граждан и организаций, а также обеспечивать стабильность и безопасность в обществе.
Используя изображения, вспомните, что мы называем социальными отношениями и каковы их признаки.
Социальные отношения — это устойчивые связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия в обществе. Они могут быть формальными (например, трудовые отношения) или неформальными (например, дружеские связи).
При каком условии гражданин, считающий, что кто-то распространил сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать их опровержения по суду?
Гражданин вправе требовать опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений по суду, если распространитель таких сведений не докажет, что они соответствуют действительности. То есть, если сведения ложные и наносят ущерб репутации, гражданин может обратиться в суд.
Чем в этом случае ограничено право опороченного человека?
Право опороченного человека ограничено необходимостью доказать, что распространённые сведения не соответствуют действительности. Если распространитель докажет, что сведения правдивы, требование об опровержении не будет удовлетворено. Кроме того, суд может отказать в удовлетворении иска, если сведения не носят порочащего характера или не нанесли реального ущерба репутации.
1. Раскройте смысл понятий «правоотношения», «право-способность», «дееспособность».
Правоотношение — это общественное отношение, возникающее на основе прав и юридических обязанностей его участников, обеспечиваемых силой государства. В свою очередь, само это отношение регулируется правовыми нормами.
Правоспособность — это способность лица иметь права и обязанности. Под дееспособностью понимается способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, или, другими словами, пользоваться своими правами и приобретать новые права и обязанности.
2. Что такое юридическая обязанность, чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?
Юридическая обязанность — это предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения участника правоотношения. У человека, имеющего правовую обязанность в отношении другого человека, государства, фирмы и т. д., нет права выбора вариантов поведения, более того, у него нет права на отказ от выполнения обязанности. Он обязан действовать в интересах носителя права.
Юридическая обязанность отличается от моральной обязанности тем, что юридическая обязанность контролируется государством, а моральная является не обязательной и контролируется совестью и общественным мнением.
3. Кто может быть участником правоотношений?
Согласно законам РФ, участниками правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, то есть все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Участниками правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов. В правоотношения могут вступать и органы государственной власти, и государство в целом.
Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному.
4. Как возникают дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц?
Согласно законам РФ, правоспособность у физических лиц появляется с рождения. То есть в нашей стране с самого рождения человек имеет права. Дееспособность физических лиц расширяется по мере взросления.
Но одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности. Так, уже с 14 лет подростки несут уголовную ответственность за некоторые преступления (например, кражу, убийство, разбой), а с 16 лет — уголовную и административную.
Согласно законам РФ, полная дееспособность у физического лица наступает в момент совершеннолетия, то есть в 18 лет. Считается, что именно с этого возраста человек становится способным не только осуществлять какие-то действия, но и осознавать их последствия.
Правоспособность и дееспособность у юридических лиц, то есть организаций, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам (например, магазин, завод, институт), возникают одновременно с их регистрацией. Это объясняется тем, что юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность. Обратите внимание: не тогда, когда юридическое лицо начало свою деятельность, а именно в момент регистрации (деятельность оно может начать и позже, а вот раньше — нет).
1. Раскройте сходство и различие правоотношений и других социальных отношений.
Правоотношения и другие социальные отношения имеют как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и те, и другие возникают в процессе взаимодействия людей и регулируют их поведение. Однако правоотношения регулируются нормами права, закреплёнными в законах, и обеспечиваются государством, тогда как другие социальные отношения регулируются моралью, традициями или обычаями и не имеют государственных гарантий. Кроме того, правоотношения всегда формализованы, а другие социальные отношения могут быть неформальными, например, дружба или личные конфликты.
2. Объясните, почему правоспособность и дееспособность у физических и юридических лиц возникает по-разному.
У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность — постепенно, в зависимости от возраста и психического состояния. У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента государственной регистрации, так как они создаются как искусственные субъекты права и сразу могут осуществлять свои права и обязанности через органы управления.
3. В приведённых примерах найдите ситуации правоотношений и укажите признак, по которому вы их отнесли именно к правоотношениям.
— Михаил регулярно смотрит новости в Интернете.
— Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.
— Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать корреспонденцию из его почтового ящика.
— Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
— Валентина Матвеевна, не согласившись с выводами экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Из приведённых примеров правоотношениями являются две ситуации. Во-первых, когда Леонид вынимает корреспонденцию из почтового ящика соседа, это правоотношение, так как нарушается право на тайну переписки, защищаемое законом. Во-вторых, когда Валентина Матвеевна обращается к независимым экспертам из-за спора с магазином, это также правоотношение, регулируемое Законом "О защите прав потребителей". Остальные ситуации (просмотр новостей, личный конфликт подруг, угроза собаке) не являются правоотношениями, так как они регулируются моралью или личными предпочтениями, а не правовыми нормами.
4. Определите участников правоотношений, а также их права и обязанности в следующих ситуациях:
— две подруги купили билеты в театр;
В ситуации с покупкой билетов в театр участниками правоотношений являются подруги (покупатели) и театр (продавец услуг). Подруги имеют право посещать спектакль, а театр обязан предоставить услугу в соответствии с договором.
— семья Ивановых после прогулки в парке зашла в кафе-мороженое;
В случае с семьёй Ивановых, которая зашла в кафе, участники — это семья (потребители) и кафе (продавец услуг). Семья имеет право получить качественное мороженое, а кафе обязано предоставить услугу в соответствии с санитарными нормами.
— купив тур, учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем поехали на автобусную экскурсию.
В ситуации с экскурсией участники — это учащиеся, классный руководитель, турфирма и транспортная компания. Учащиеся и руководитель имеют право на безопасную экскурсию, а турфирма и транспортная компания обязаны обеспечить организацию и безопасность поездки.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением