Параграф 5 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 5. Нравственный закон внутри нас
ЗАДУМАЕМСЯ
Почему, зная нормы морали, люди не всегда соблюдают их?
Люди не всегда соблюдают моральные нормы, так как на их поведение влияют обстоятельства, эмоции, давление общества или собственные интересы. Иногда человеку сложно придерживаться моральных принципов из-за страха, эгоизма или отсутствия силы воли.
ВСПОМНИМ
Что такое золотое правило морали?
Золотое правило морали — это принцип: "Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе".
Как вы понимаете нравственное поведение?
Нравственное поведение подразумевает уважение к другим, готовность к помощи и следование моральным нормам.
Какое поведение вызывает одобрение, а какое — осуждение общества?
Одобрение вызывают добрые и честные поступки, а осуждение — злые и эгоистичные действия.
Как вы считаете, почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?
Януш Корчак остался с детьми, так как считал своим долгом быть рядом с ними в последние минуты их жизни. Его поступок стал проявлением величайшей нравственной силы, бескорыстной любви и ответственности. Он знал, что не изменит судьбу детей, но не мог их оставить.
Обдумайте эту ситуацию. Что, как вы считаете, надо учитывать при нравственной оценке возможного выбора действий?
При оценке возможных действий важно учитывать их последствия. В ситуации с мостом выбор между выполнением приказа и сохранением жизни пленников отражает противоречие между долгом и состраданием. Учитывать стоит не только приказ, но и гуманизм, ценность человеческой жизни и стратегическую важность действий.
Какие моральные категории вы расположили бы на каждой из чаш весов?
• Одна чаша: гуманность, сострадание, милосердие
• Другая чаша: долг, справедливость, ответственность
Как вы думаете, какие методы воспитания мама применяет к дочери на фото? Дают ли, на ваш взгляд, эти методы нужный результат? Свой вывод поясните.
Я думаю, мама на фото применяет не очень мягкие методы воспитания. Судя по фото, она ругает дочь, повышает тон и что-то эмоционально объясняет. Я думаю, такие методы дают не очень нужный результат, девочка на фото закрывается от мамы.
Приходилось ли вам пересматривать свои нравственные оценки и поведение? Под влиянием каких людей или обстоятельств это происходило?
Иван изменил своё поведение под влиянием радиопередачи, осознав вред своих поступков. Пример показывает, как знания и осознание последствий могут способствовать нравственному развитию. Подобное пересмотр своих оценок и действий может происходить благодаря советам близких, жизненным урокам или самоанализу.
1. В чём выражается свобода выбора?
Человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступать: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.
2. Что такое моральный выбор?
Моральный выбор – это выбор между добром и злом. Вот простой пример. У мальчика есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К нему пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мысль: взять себе лучшее. Как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или, точнее, моральный выбор: когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.
3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
Если выбор уже сделан, отвечать за свои поступки придётся самому, потому что свобода и ответственность — две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности — это безответственность и вседозволенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью, что нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок.
Свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Ну а если человек любит угождать своим капризам и не хочет думать о последствиях или привык, чтобы кто-то решал за него, вряд ли такого человека можно считать свободным.
4. Что значит быть человеком ответственным?
Быть человеком ответственным — значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед своей совестью.
5. В чём опасность безответственного поведения?
Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью, что нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок.
6. Кто и как участвует в процессе нравственного воспитания ребёнка?
Нормы морали человек осваивает в процессе стихийной социализации, то есть подражая принятым в данном обществе образцам поведения, получая одобрение или неодобрение окружающих, испытывая воздействие средств массовой информации, культуры.
Очевидно, что для нравственного становления личности одного лишь внешнего воздействия окружающей среды недостаточно. Необходим целенаправленный процесс нравственного воспитания подрастающих поколений. Первым воспитателем здесь является семья.
Нравственное воспитание продолжается и в школе. Именно здесь школьники знакомятся с системой знаний о морали и её роли в жизни общества.
7. Каково значение самовоспитания?
Самое действенное средство нравственного воспитания — это самовоспитание, то есть наше сознательное воздействие на собственную личность, направленное на развитие одних качеств и подавление, преодоление других.
1. Моральный выбор — дело трудное и ответственное. И бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают. Оцените ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону.
Уклонение от морального выбора — это отказ от ответственности за свои поступки. Такое поведение часто приводит к негативным последствиям: кто-то другой принимает решение, которое может оказаться неправильным или аморальным, а человек, уклонившийся от выбора, становится пассивным наблюдателем. Нравственная сторона уклонения состоит в том, что такой поступок лишает человека права называться моральным субъектом, ведь ответственность за добро или зло разделяется лишь при активном участии в ситуации.
2. Выделяют различные ситуации морального выбора:
1) между добром и злом;
Пример: человек становится свидетелем преступления и должен решить, сообщить ли об этом в полицию. Добро — это проявить гражданскую ответственность, зло — промолчать, опасаясь возможных последствий.
2) между моральными требованиями и собственной выгодой;
Пример: работник видит, как его коллега допускает ошибку, которая может навредить проекту. Он может указать на ошибку (следуя морали), но рискует испортить отношения с коллегой, или промолчать, сохраняя комфорт, но нарушая профессиональную этику.
3) между «двух зол». Проиллюстрируйте каждую из них примерами.
Пример: во время войны врач должен решить, кому из раненых помочь первым, когда ресурсов хватает только для одного. Вынужденный выбор из "двух зол" всегда сопровождается тяжёлым моральным бременем.
3. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры», — утверждал один мыслитель. Как вы понимаете это высказывание?
Высказывание подразумевает, что настоящая мораль проявляется в действиях, а не в словах. Разговоры о добре, совести и справедливости важны, но если человек не подтверждает их своими поступками, они лишены смысла. Нравственность проверяется конкретными действиями, особенно в трудных ситуациях.
4. Почему при моральной оценке поступка следует учитывать не только его последствия, но и мотив?
Мотив определяет истинное намерение человека. Один и тот же результат может быть достигнут из благородных побуждений или злонамеренных действий. При этом поступок оценивается не только по результату, но и по цели, с которой он был совершен.
Приведите конкретный пример.
Человек спасает утопающего. Если он делает это из искреннего желания помочь — это нравственный поступок. Если же он спасает, чтобы потом требовать награду, поступок теряет свою моральную ценность.
В классе разгорелся спор: одни утверждали, что добрым можно только стать, другие считали, что добрым можно только родиться. Определите свою позицию в этом споре, подберите доводы и примеры в её защиту, подготовьте презентацию.
(Ссылка на презентацию ниже.)
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением