Параграф 16 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 16. Политическое развитие в 1920-еПочему И. Сталин смог победить конкурентов в борьбе за власть?•	Сталин занял пост Генерального секретаря и использовал его для...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 16. Политическое развитие в 1920-е
Почему И. Сталин смог победить конкурентов в борьбе за власть?
• Сталин занял пост Генерального секретаря и использовал его для укрепления своей власти, расставляя на ключевые должности лояльных ему людей
• Сталин умело использовал временные союзы с различными политическими группировками против своих соперников, таких как Троцкий, Зиновьев и Каменев, разделяя их и изолируя
• Он эффективно дискредитировал своих противников, обвиняя их в антибольшевистских взглядах, отклонении от ленинизма и угрозе для партии
1. Почему росло недовольство нэпом?
Появление нэпманов и относительная свобода предпринимательства привели к росту социального неравенства. Нэпманы зачастую жили значительно лучше, чем рабочие и крестьяне, что вызывало социальное напряжение. Кроме того, недовольство нэпом было обосновано идеологически.
2. Какие политические процессы прошли в начале 1920-х гг.?
В начале 1920-х гг. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ), а затем Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ). Вместо революционных трибуналов создавались обычные суды. Были приняты основные кодексы законов – уголовный, гражданский, законы о труде и т. д.
Вместе с тем продолжились преследования политических противников советской власти. Последние небольшевистские партии были окончательно ликвидированы. Репрессиям подвергались священнослужители. В политическом смысле в СССР по-прежнему существовала диктатура пролетариата, рабочий класс пользовался преимущественными правами. Одновременно принимались меры для завоевания политических симпатий крестьянства.
1. Какие последствия имела резолюция «О единстве партии» 1921 г.?
Данная резолюция запретила создание фракций. Это означало, что власть в стране продолжала быть однопартийной. Власть концентрировалась в руках одной партии. Фактически руководящим органом партии стало Политическое бюро (Политбюро). Этот орган избирался на пленумах (собраниях) членов ЦК РКП(б) для руководства партией в перерывах между ними.
2. Почему В. Ленин поднял вопрос о смещении И. Сталина с поста генсека?
Понимая, что баланс сил в руководстве партии нарушен, Ленин попытался предотвратить раскол. В конце 1922 – начале 1923 г. он продиктовал несколько статей и писем, которые часто называют «Завещанием». Он предложил расширить состав ЦК и предупредил, что противоречия могут привести к расколу. Он также рекомендовал сместить Сталина с поста генерального секретаря ЦК партии.
1. Опишите процесс борьбы за власть в 1925- 1927 гг.
В период противостояния с Троцким в Политбюро сохранялось относительное единство. Однако в 1925 г. образовалась «новая оппозиция» во главе с Зиновьевым и Каменевым. Оппозиционеры опирались в основном на Ленинградскую партийную организацию, которой фактически руководил Зиновьев.
На XIV съезде партии в декабре 1925 г. оппозиция потерпела полное поражение. Вскоре руководителем Ленинграда вместо Зиновьева был назначен сторонник Сталина С. Киров. Потеряли руководящие должности и другие оппозиционеры.
Весной 1926 г. Зиновьев и Каменев вступили в союз с Троцким, образовав «объединённую оппозицию». За сомнения в возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране, призывы к продолжению революционной войны в мировом масштабе линия Троцкого, Каменева и Зиновьева получила название «левый уклон».
Поскольку большинство в Политбюро контролировали партийный аппарат и государственные органы, выступления оппозиционеров были подавлены. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро.
Наиболее непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Троцкого в начале 1928 г. выслали в Казахстан, а через год выдворили за пределы СССР.
2. Как внутрипартийная борьба влияла на политическое развитие страны?
Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Внутренние столкновения проходили на фоне сложной международной обстановки: налёт британской полиции на англо-советское торговое акционерное общество «АРКОС» в Лондоне и разрыв Великобританией дипломатических отношений с СССР, убийство советского посла в Польше П. Войкова, высылка гоминьдановским правительством советских советников из Китая и т. д. Эти события, которые часто называют «военной тревогой» 1927 г., имели серьёзные последствия. Слухи о возможной войне привели к массовым закупкам промышленных товаров и продовольствия про запас. Крестьяне не спешили продавать свою продукцию, рассчитывая на рост цен и опасаясь финансовой нестабильности. Ужесточение политического курса сыграло важную роль в свертывании нэпа.
1. Составьте в тетради таблицу-хронику «Этапы борьбы за власть в 1923-1927 гг.».
2. Почему в последние годы жизни Ленина и после его смерти внутри партийные дискуссии приобрели такой острый характер?
Ленин уже был болен, что привело к ослаблению центрального руководства, и возникла борьба за лидерство в партии после его смерти. Вопрос о преемнике вызывал острые споры.
По каким поводам возникали эти дискуссии?
Экономическая политика (продолжение НЭПа или переход к форсированной индустриализации), партийная демократия, отношение к крестьянству и международной революции. Важно было определить направление дальнейшего развития государства.
3. Чем был вызван хлебозаготовительный кризис 1927 г.?
Крестьянство начало придерживать хлеб, опасаясь, что государство изымет его по низким ценам, как это происходило в период "военного коммунизма". Государственная политика закупок хлеба вызывала недовольство.
Можно ли было его предвидеть заранее?
Да, кризис был предсказуем из-за сложностей в аграрной политике и недовольства крестьян, которые не были заинтересованы продавать хлеб по установленным государством ценам.
4*. Какие действия советских властей в 1920-е гг. можно рассматривать как демократические мероприятия, а какие – как направленные на ужесточение контроля?
Демократические мероприятия:
• Частичное восстановление частного предпринимательства в рамках НЭПа
• Признание суверенитета республик и право на выход из Союза по Конституции 1924 г
Ужесточение контроля:
• Усиление внутрипартийной борьбы и репрессии против оппозиции
• Ограничение свободы слова и преследование инакомыслия
5. Сравните политический процесс в СССР с процессами в странах Европы и США в 1920-е гг.
В СССР происходило укрепление единоличной власти, усиление централизованного контроля, подавление оппозиции.
В странах Европы и США в это время наблюдался рост демократических институтов, увеличение роли гражданских прав и свобод. Например, в США это период, когда усиливались демократические процессы, несмотря на проблемы экономического неравенства.
Раскройте смысл понятия «военная тревога».
«Военная тревога» – это состояние повышенной боеготовности страны в условиях внешней угрозы или ожидания военного конфликта.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
В 1927 году разразился дипломатический конфликт с Великобританией, что усилило опасения советского руководства относительно внешней агрессии.
Введение обязательного военного обучения для молодежи в конце 1920-х годов также свидетельствовало о подготовке к возможным военным действиям.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
• Сталин занял пост Генерального секретаря и использовал его для укрепления своей власти, расставляя на ключевые должности лояльных ему людей
• Сталин умело использовал временные союзы с различными политическими группировками против своих соперников, таких как Троцкий, Зиновьев и Каменев, разделяя их и изолируя
• Он эффективно дискредитировал своих противников, обвиняя их в антибольшевистских взглядах, отклонении от ленинизма и угрозе для партии
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением