Параграф 21 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 21. Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг.Каким образом И. Сталин укреплял свою власть в 1930 е гг.?Главной фигурой во власти стал Сталин,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 21. Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг.
Каким образом И. Сталин укреплял свою власть в 1930 е гг.?
Главной фигурой во власти стал Сталин, за которым оставалось окончательное решение по любому вопросу. Партийный аппарат фактически контролировал все государственные органы. Законы, правительственные постановления, которые принимались сов-местными решениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР, приговоры по политическим обвинениям предварительно обсуждались партийными структурами. Руководители высших законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти назначались только после их утверждения в аппарате ЦК партии, на местах такие решения принимали местные партийные органы. Также этой цели способствовали массовые репрессии.
Охарактеризуйте основные положения Конституции СССР 1936 г.
Констатировалось построение в СССР первой фазы коммунистического общества – социализма. Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. На местах действовали Советы депутатов трудящихся различных уровней.
Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право.
Впервые в мировой истории на первое место в Конституции ставились социальные права граждан: право на труд, отдых, образование, медицинское и социальное обеспечение. Также впервые провозглашались материальные гарантии этих прав. Вводился 8-часовой рабочий день, обеспечивалось право на отдых (обязательные выходные дни и ежегодный отпуск). Право на образование включало бесплатное и обязательное начальное, а позднее и неполное среднее образование. Право на медицинское обеспечение гарантировалось созданием широкой сети поликлиник, больниц и специализированных клиник, бесплатностью медицинского обслуживания.
Конституция предоставляла всем гражданам СССР свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Чётко были прописаны социальные права граждан.
Проанализировав схему, сформулируйте изменения, произошедшие в системе высших органов государственной власти в СССР в 1936 г. по сравнению с 1924 г.
Согласно Конституции 1936 года, высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал Верховный Совет СССР. Он был двухпалатным и состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, что отражало федеративную структуру государства.
В 1924 году высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, который собирался периодически. В 1936 году съезды Советов были упразднены, и все полномочия перешли к Верховному Совету СССР, который стал постоянно действующим органом.
1. Почему не все партийцы были довольны политикой Сталина?
Не все партийцы были довольны политикой Сталина, потому что его политика способствовала концентрации власти в одних руках, а также создавала исключительно позитивный образ Сталина.
2. Каким образом сформировался режим единоличной власти Сталина?
Главной фигурой во власти стал Сталин, за которым оставалось окончательное решение по любому вопросу. Партийный аппарат фактически контролировал все государственные органы. Законы, правительственные постановления, которые принимались совместными решениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР, приговоры по политическим обвинениям предварительно обсуждались партийными структурами. Руководители высших законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти назначались только после их утверждения в аппарате ЦК партии, на местах такие решения принимали местные партийные органы.
Какими были последствия убийства Кирова?
Сталин, которого с Кировым связывали дружеские отношения, воспользовался моментом и возложил политическую ответственность за убийство на оппозиционеров Г. Зиновьева и Л. Каменева. В декабре 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял решение об ускоренном введении дел о подготовке или совершении террористических актов.
Составьте таблицу-хронику проведения массовых репрессий.
1934 г Убийство Кирова
1936 – 1938 гг. Л. Каменев, Г. Зиновьев, А. Рыков, Н. Бухарин были обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены к высшей мере наказания
1937 г Осуждение «врагов народа»
1938 г Репрессии против Ягоды и Ежова
Назовите основные массовые общественные организации в СССР. Какую роль в государстве они играли?
Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) уделял большое внимание вопросам быта, организации досуга и отдыха трудящихся.
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) рассматривался как кадровый резерв партии и её помощник. ВЛКСМ вёл активную организационную и пропагандистскую работу.
Пионерская организация, созданная в 1922 г., объединяла детей и подростков. Школьники, входившие в неё, были, в свою очередь, главными помощниками комсомольцев.
Охарактеризуйте национальную политику в СССР в 1930-е гг.
Одним из важнейших направлений национальной политики стало интенсивное развитие экономики на национальных окраинах. Во всех республиках были сформированы кадры научной и творческой интеллигенции. Там открылись собственные академии наук (или филиалы Академии наук СССР).
В 1930-е гг. появились новые союзные и автономные республики. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.
Вместе с тем политика коренизации, проводившаяся в 1920-е гг., не соответствовала общему курсу развития союзного государства. Часто она приводила к ущемлению прав русскоязычного населения.
В 1939 г. письменность языков большинства народов СССР была переведена на кириллицу. Это способствовало значительному росту уровня образования.
К концу 1930-х гг. руководство СССР провозгласило курс на ускоренное сближение и слияние народов в «единую советскую нацию».
1. Выделите основные черты политического развития СССР в 1930-е гг.
• Массовые репрессии
• Усиление власти Сталина
• Развитие массовых общественных организаций
• Принятие новой Конституции
2. Какие причины массовых репрессий 1930-х гг. вы можете назвать?
Сталин и его окружение боялись оппозиции как внутри партии, так и за её пределами, опасаясь заговоров и возможного переворота. Массовые репрессии создавали атмосферу страха, что усиливало контроль государства над обществом и предотвращало возможные попытки сопротивления. Были репрессированы бывшие оппозиционеры (троцкисты, правые уклонисты), армейские офицеры и многие партийные лидеры, которые могли представлять угрозу власти Сталина.
Можно ли их считать закономерным следствием избранной большевиками модели социально-экономического и политического развития СССР?
Репрессии можно считать закономерным следствием выбранной модели социально-экономического развития, так как создание централизованного, авторитарного режима требовало подавления инакомыслия для контроля над процессами коллективизации и индустриализации. Массовый террор способствовал созданию единой государственной дисциплины и подавлению любых проявлений несогласия.
3*. Существует следующая точка зрения: «Конституция СССР 1936 г. носила демократический характер». Опираясь на исторические факты, приведите 2-3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же опровергающих её. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Аргументы в поддержку:
• Конституция 1936 года предусматривала всеобщее и равное избирательное право, что формально расширяло доступ граждан к участию в управлении государством
• Конституция провозглашала права и свободы, такие как свобода слова, печати и собраний, что формально соответствовало демократическим принципам
Аргументы против:
• Несмотря на провозглашенные демократические нормы, выборы были фактически безальтернативными, так как единственной партией была ВКП(б), а реальная власть оставалась сосредоточенной в руках узкой элиты
• Конституция формально гарантировала права и свободы, однако в реальности любые формы оппозиции подавлялись, а репрессии усилились в период после её принятия
4. Какие события произошли во внутренней политике государства после убийства Кирова?
Убийство Сергея Кирова в 1934 году послужило предлогом для развертывания массовых репрессий против партийной элиты, армии, интеллигенции и простых граждан. Это событие привело к усилению репрессивной политики в СССР. Убийство Кирова стало отправной точкой для так называемых "чисток", в ходе которых сотни тысяч людей были арестованы, отправлены в лагеря или казнены.
Раскройте смысл понятия «ГУЛАГ».
ГУЛАГ (Главное управление лагерей) — система исправительно-трудовых лагерей, тюрем и поселений, созданная для принудительного труда и изоляции политических и уголовных заключенных в СССР.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России.
В ходе репрессий 1930-х годов миллионы людей, обвинённых в контрреволюционных преступлениях или саботаже, были отправлены в лагеря ГУЛАГа для выполнения тяжёлых трудов в суровых условиях.
Труд заключённых ГУЛАГа активно использовался для строительства крупных инфраструктурных проектов, таких как Беломорско-Балтийский канал и железные дороги на Дальнем Востоке.
1. Можно ли считать Конституцию СССР 1936 г. демократическим документом? Объясните свой ответ.
Конституцию СССР 1936 года можно формально считать демократическим документом, так как в ней были закреплены многие демократические принципы, такие как:
• Всеобщее избирательное право (статьи 135, 136, 139)
• Свобода слова, печати, собраний (статья 125)
• Право на труд, отдых, образование (статьи 118, 119, 121)
• Равенство граждан независимо от пола, национальности и расы (статьи 122, 123)
2. Какие статьи Конституции реально воплощались в жизнь, а какие нет?
Реально воплощались:
• Статья 118 (Право на труд). В СССР действительно была реализована политика полной занятости, гражданам предоставлялась работа
• Статья 121 (Право на образование). В СССР было введено обязательное бесплатное образование, и образовательная система значительно развивалась
• Статья 122 (Равноправие женщин). В 1930-е годы женщины получили равные права с мужчинами, занимали руководящие посты, получали доступ к образованию и труду наравне с мужчинами
Не воплощались или ограниченно воплощались:
• Статья 125 (Свободы слова, печати, собраний). В реальности свобода слова и печати отсутствовала, поскольку советская власть строго контролировала любую информацию. Любая форма оппозиции или критики режима преследовалась
• Статья 127 (Неприкосновенность личности). Несмотря на формальную защиту от незаконных арестов, в период массовых репрессий 1930-х годов многие граждане подвергались арестам без суда или на основании ложных обвинений
• Статьи о выборах (135, 136, 139, 140). Выборы были безальтернативными, фактической конкуренции между кандидатами не было, и результаты выборов были предсказуемы, так как вся власть была в руках коммунистической партии
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Главной фигурой во власти стал Сталин, за которым оставалось окончательное решение по любому вопросу. Партийный аппарат фактически контролировал все государственные органы. Законы, правительственные постановления, которые принимались совместными решениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР, приговоры по политическим обвинениям предварительно обсуждались партийными структурами. Руководители высших законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти назначались только после их утверждения в аппарате ЦК партии, на местах такие решения принимали местные партийные органы. Также этой цели способствовали массовые репрессии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением