Параграф 18 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.Какие изменения произошли в советской культуре в 1920-е гг.?В искусстве и архитектуре развивались новые...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Какие изменения произошли в советской культуре в 1920-е гг.?
В искусстве и архитектуре развивались новые направления, такие как авангард и конструктивизм, которые отражали дух революции и стремление к созданию нового общества. Примеры – работы Казимира Малевича, Владимир Татлина, а также здания в стиле конструктивизма, как Дом культуры им. Русакова.
Активно поддерживалось создание новой "пролетарской" культуры. Движение Пролеткульт ставило своей задачей формирование культуры, ориентированной на рабочих и крестьян.
Развивалась новая литература (Маяковский, Есенин, Горький) и кинематограф. Режиссёры, такие как Сергей Эйзенштейн, снимали революционные фильмы, например, "Броненосец Потёмкин".
Культура стала всё более идеологизированной. Коммунистическая партия контролировала развитие искусства и направляла его в сторону пропаганды советских ценностей и достижений революции.
Велась работа по ликвидации неграмотности, развитие массового образования и создание новой школы, ориентированной на коммунистические идеалы.
Каким образом устанавливался контроль над интеллектуальной жизнью общества?
В августе 1921 г. состоялся процесс над «Петроградской боевой организацией», участниками которой были известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. Тихвинский и поэт Н. Гумилёв.
В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны около 80 представителей интеллигенции, среди которых были выдающиеся философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, И. Ильин, историк А. Кизеветтер, социолог П. Сорокин и др.
В 1922 г. был учреждён Главлит, который осуществлял контроль за выпуском всей печатной продукции. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров.
Какие последствия имели идеи сменовеховства?
Подобные настроения способствовали возвращению из эмиграции многих известных деятелей культуры. Кроме того, эти идеи способствовали укреплению советской власти и идеологии у населения.
Охарактеризуйте взаимоотношения Церкви и государства в 1920-е гг.
Многие священники были арестованы, по распоряжению местного руководства закрывались церкви и монастыри, в их зданиях размещались учебные заведения, музеи, а нередко – и склады. Многие храмы были разрушены.
Была создана обновленческая «Живая церковь». В середине 1920 х гг. она контролировала треть всех приходов РПЦ. Одновременно нарастала атеистическая пропаганда.
В 1925 г. был создан Союз безбожников (с 1929 г. – Союз воинствующих безбожников). Главной задачей этой организации являлось атеистическое воспитание молодого поколения.
Какие изменения произошли в системе образования в 1920 е гг.?
1920-е гг. стали временем появления множества педагогических идей и инноваций. Предлагались меры по приобщению детей к производственному труду, исправлению посредством трудовой деятельности трудных подростков и малолетних преступников. Широко использовалась практика создания детдомов.
Обычными в 1920-е гг. были досрочные, или «ударные», выпуски недоучившихся специалистов, мобилизация студентов на трудовой фронт.
Вместо культа знаний в школу пришёл культ революционного обновления всех сторон школьной жизни. В работе образовательных учреждений появились отказ от уроков, оценок, стабильных учебных программ. Способности учащихся определялись тестированием, на основе которого их делили на группы по способностям, заранее обрекая многих на вторые роли.
Каких успехов добилась советская наука в 1920-е гг.?
Теорию наследственной изменчивости сформулировал Н. Вавилов. Он же на основе обработки фактических данных выделил географические центры происхождения культурных растений и собрал в них ценнейший семенной материал.
Исследования И. Павлова об условных рефлексах, В. Бехтерева в области психиатрии и неврологии, М. Бахтина в области философии и культурологии получили международное признание.
Химик С. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука, что привело к созданию новой отрасли промышленности. Н. Семёнов успешно работал над теорией цепных реакций.
Под руководством А. Иоффе развернул деятельность Физико-технический институт, в котором работали выдающиеся учёные: Н. Семёнов, П. Капица, И. Курчатов, Д. Скобельцын. Революционные идеи в области освоения космоса предложил К. Циолковский.
Какую роль сыграли представители искусства в популяризации идей революции? Приведите несколько примеров.
В 1920-е годы представители искусства сыграли значительную роль в популяризации идей революции, активно участвуя в создании новой культурной и идеологической атмосферы советского государства. Владимир Маяковский стал поэтом революции, сочиняя стихи и пьесы, прославляющие новое социалистическое общество и критикующие старый порядок. Его творчество пронизано идеями классовой борьбы, социалистического строительства и коллективизма.
Какие перемены в повседневной жизни и общественных настроениях 1920-х гг. вы считаете наиболее важными? Свой ответ объясните.
В годы нэпа сложилась система советских праздников и сопутствующих им народных традиций. Массовые общегородские демонстрации проходили 1 мая – в Международный день солидарности трудящихся и 7 ноября – в годовщину Октябрьской революции.
Стали проводиться субботники – бесплатный и добровольный труд на производстве в выходные дни.
В летние месяцы проводились массовые спортивные соревнования и демонстрации. Популярными видами досуга среди молодёжи стало посещение парков культуры, кинотеатров, танцплощадок. В сёлах по воскресеньям проводились ярмарки.
Со временем сложились торжественные ритуалы, сопровождавшие регистрацию брака и рождение детей. Модным веянием стало присвоение новорождённым «революционных» имён: Вилорик (В. Ленин – освободитель рабочих и крестьян), Вилен и Вилена, Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), Владлен и др.
Отличительной чертой общественной жизни советского общества в 1920-е гг. было большое культурное разнообразие.
1. На примере Дома-мастерской К. Мельникова и Дома культуры им. И. Русакова выделите черты конструктивизма.
Конструктивизм стремился создавать архитектурные объекты, где форма строго подчинена функциональному назначению. Дом-мастерская Мельникова состоит из двух цилиндрических объемов, отражающих разделение на жилое и рабочее пространство, а Дом культуры Русакова спроектирован с учётом зрелищных мероприятий — форма здания напоминает сцены театров с радиальными залами для лучшего обзора.
Конструктивизм отказался от декоративных излишеств. Оба здания выделяются простыми геометрическими формами: цилиндры у Мельникова и угловатые выступы у Дома культуры Русакова.
Конструктивисты активно использовали новые технологии и материалы, а также нестандартные архитектурные решения. Например, фасад Дома культуры Русакова с его выступающими "крыльями" демонстрирует авангардный подход к использованию пространства.
2. Назовите не менее трёх основных черт «нового советского искусства».
Советское искусство служило пропаганде идей социализма и коммунизма, создавая героические образы рабочих, крестьян, революционеров. Его цель — воспитать нового советского человека.
Советское искусство стремилось быть понятным и близким широким массам, оно было связано с бытовой реальностью и агитацией. Важными стали формы, такие как плакат и массовые представления.
Впереди становился акцент на отображении социалистической реальности, хотя авангардные эксперименты первых лет были позже подавлены в пользу классических форм, отражающих строй советской жизни.
Чем советский авангард отличался от зарубежного?
Советский авангард был тесно связан с революцией и строительством нового социалистического общества, тогда как зарубежный авангард, например дадаизм или сюрреализм, часто выражал анархические или антибуржуазные настроения, направленные на разрушение старого порядка, но не имел такой идеологической привязанности к государству.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Контроль над интеллектуальной жизнью общества
a. Главлит
2. Сменовеховство
3. Культура русской эмиграции
4. Власть и Церковь
a. Притеснение церкви
b. Атеистическое движение
5. Развитие образования
a. Приобщение детей к труду
b. Отказ от уроков и школьных программ
c. Появление некомпетентных преподавателей и литера-туры
6. Наука и техника
a. Достижения в биологии и медицины
b. Достижения в физике и химии
c. Развитие исторической науки
7. Начало «нового искусства»
a. Писатели нового поколения
b. Появление художественных группировок
c. Конструктивизм
4*. Сравните идеи общественно-публицистических сборников «Вехи» и «Смена вех». Выделите не менее трёх различий.
Авторы «Вех» (1909 г.) критически относились к революционным событиям и просвещенческим иллюзиям интеллигенции, осуждая радикальные перемены. «Смена вех» (1921 г.) признала революцию как факт и предлагала сотрудничать с советской властью для построения нового общества.
«Вехи» осуждали интеллигенцию за отказ от духовных традиций и морали, в то время как «Смена вех» призывала интеллигенцию адаптироваться к новым реалиям, приняв большевистскую власть.
«Вехи» критиковали государственный нигилизм, поддерживали идею духовного возрождения через нравственные и религиозные ценности. «Смена вех» настаивала на необходимости государственности в форме советского государства, которое, хотя и диктаторское, было результатом исторического процесса.
5. Какое значение придавала власть строительству новой школы в 1920-е гг.? Выделите положительные и отрицательные стороны этого процесса.
Положительные стороны:
• Всеобщее начальное образование стало доступным для широкой массы населения, включая крестьян и рабочих
• Вводились новые методы обучения, включая коллективные занятия, которые стимулировали сотрудничество и социализацию
Отрицательные стороны:
• Идеологизация системы образования
• Недостаток квалифицированных педагогов и материальных ресурсов
6. Какие произведения литературы и кинематографа 1920-х гг. вы читали /смотрели? Обсудите в классе свои оценки этих произведений.
Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» — это классика советского кино, где подчёркивается сила революции и коллективизма. В литературе можно обратиться к творчеству Владимира Маяковского, чьи стихи отражают дух времени и призывают к борьбе за новое социалистическое общество.
7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о любом деятеле культуры 1920-х гг. (по своему выбору).
Владимир Маяковский — поэт революции, который сочетал творчество и пропаганду. Его яркие и эмоциональные стихи, такие как «Левый марш», стали символом нового социалистического духа. Маяковский активно сотрудничал с агитацией, создавая плакаты и лозунги для РОСТА.
8. Приведите несколько примеров взаимодействия советской и зарубежной науки и культуры в 1920-е гг.
• Сотрудничество с немецкими учёными, например, участие советских представителей в научных обменах с Веймарской Германией
• Встречи советских авангардистов с представителями европейских авангардных движений, таких как Дадаизм и Баухаус
9*. Сравните судьбы поэтов А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилёва, В. Маяковского, М. Цветаевой. Почему финал их жизни оказался трагическим?
• А. Блок умер в 1921 г. в состоянии депрессии, разочарованный революцией
• С. Есенин покончил с собой в 1925 г., не находя себя в новой советской реальности
• Н. Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в антисоветском заговоре
• В. Маяковский совершил самоубийство в 1930 г., разочаровавшись в изменении курса революции
• М. Цветаева пережила трагедию личной жизни и эмиграции, что привело её к самоубийству в 1941 г
Все эти поэты испытали глубокие противоречия между своими идеалами и суровой реальностью нового времени, что стало причиной их трагических судеб.
10. Выявите характерные черты быта и повседневной жизни в СССР в 1920-е гг. Для этого используйте дополнительные источники (литература, кинофильмы, изобразительное искусство эпохи), в том числе региональный материал.
В годы нэпа сложилась система советских праздников и сопутствующих им народных традиций. Массовые общегородские демонстрации проходили 1 мая – в Международный день солидарности трудящихся и 7 ноября – в годовщину Октябрьской революции.
Стали проводиться субботники – бесплатный и добровольный труд на производстве в выходные дни.
В летние месяцы проводились массовые спортивные соревнования и демонстрации. Популярными видами досуга среди молодёжи стало посещение парков культуры, кинотеатров, танцплощадок. В сёлах по воскресеньям проводились ярмарки.
Со временем сложились торжественные ритуалы, сопровождавшие регистрацию брака и рождение детей. Модным веянием стало присвоение новорождённым «революционных» имён: Вилорик (В. Ленин – освободитель рабочих и крестьян), Вилен и Вилена, Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), Владлен и др.
Отличительной чертой общественной жизни советского общества в 1920-е гг. было большое культурное разнообразие.
Раскройте смысл понятия «сменовеховство».
Сменовеховство — это политическое и идеологическое движение, возникшее в 1920-е годы среди русской эмиграции, которое заключалось в признании большевистской власти как факта и необходимости сотрудничества с ней для возрождения России.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих его применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
После публикации сборника «Смена вех» многие эмигранты, ранее бежавшие от большевистской власти, стали возвращаться в Советский Союз. Одним из ярких примеров является Николай Устрялов, идеолог сменовеховства, который в 1935 году вернулся в СССР, веря, что советское государство в конечном итоге укрепит российскую государственность.
Сменовеховцы сыграли важную роль в изменении взглядов части русской эмиграции. Многие из них перестали видеть большевиков исключительно как врагов России, рассматривая Советский Союз как восстановление российской государственности, пусть и под другим политическим флагом.
1. Как вы считаете, что заставило правительство издать данный декрет?
Советское правительство издало данный декрет в 1921 году в условиях острого кризиса. Было очевидно, что восстановление народного хозяйства и развитие страны требуют научного и технического прогресса. Однако из-за тяжелых экономических условий многие учёные покидали страну или не могли эффективно работать. Поэтому правительство стремилось удержать научные кадры, улучшить их материальное положение и создать условия для их продуктивной работы.
2. Что делалось властями для улучшения положения учёных?
• Введение особого дополнительного академического обеспечения
• Премирование за научные и научно-популярные работы
• Упрощённый порядок получения разрешений на выезд за границу для учёных
• Обеспечение учёных возможностью получать зарубежные издания
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
В искусстве и архитектуре развивались новые направления, такие как авангард и конструктивизм, которые отражали дух революции и стремление к созданию нового общества. Примеры – работы Казимира Малевича, Владимир Татлина, а также здания в стиле конструктивизма, как Дом культуры им. Русакова.
Активно поддерживалось создание новой "пролетарской" культуры. Движение Пролеткульт ставило своей задачей формирование культуры, ориентированной на рабочих и крестьян.
Развивалась новая литература (Маяковский, Есенин, Горький) и кинематограф. Режиссёры, такие как Сергей Эйзенштейн, снимали революционные фильмы, например, "Броненосец Потёмкин".
Культура стала всё более идеологизированной. Коммунистическая партия контролировала развитие искусства и направляла его в сторону пропаганды советских ценностей и достижений революции.
Велась работа по ликвидации неграмотности, развитие массового образования и создание новой школы, ориентированной на коммунистические идеалы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением