Упр.19 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
19. Внимательно прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.
Для взрослого человека не такое уж событие — перебраться из одного дома в другой. Ему за свою жизнь столько раз приходится таскаться с квартиры на квартиру, с одного конца города в другой конец, а то и из одного города в другой город. А теперь люди вообще запросто ездят в соседние страны, даже в Африку.
Но когда тебе девять лет и все эти девять лет — с тех пор, как ты себя помнишь, — ты жил на одном месте, а теперь тебя везут в другое, пусть даже в том самом городе, тебе кажется, что ты едешь в какой-то совсем иной, необычный, неведомый мир...
Между прочим, это касается не только пространства, но и времени.
Для взрослого человека год жизни — срок невеликий. Это одиннадцать месяцев работы, двенадцатый — отпуск. День бежит за днём
торопливо, как листки календаря, когда их пропускаешь из-под пальца — шррр... Неделя мелькает за неделей. Время летит без удержу... И чем дальше, тем быстрее. Зима, весна, лето, осень. Зима, весна, лето, осень. Зима — лето. Зима. Зима.
Но для человека, недавно явившегося на свет, ход времени совсем иной. Для него год — это нечто необъятное. И те девять лет, что он прожил, представляются ему вечностью. И впереди у него столько, что он почитает себя практически бессмертным. Школьная четверть в его понимании равна исторической эпохе. А скажите ему, что в цирк его поведут не сегодня, а завтра, — заревёт долго ждать...
Всё это, конечно, подтверждает новейшие учения об относительности времени и пространства.
(По А. Рекемчуку*)
Тема текста – восприятие времени и пространства в зависимости от возраста и жизненного опыта.
Основная мысль текста заключается в том, что восприятие времени и пространства сильно различается в зависимости от возраста и жизненного опыта человека. Для взрослого человека переезд из одного дома в другой или даже из одного города в другой не является значительным событием, так как за свою жизнь он уже многократно менял место жительства. Однако для ребенка, особенно в возрасте девяти лет, переезд даже в пределах одного города может казаться путешествием в совершенно новый и необычный мир.
Автор подчеркивает, что для взрослого год жизни воспринимается как короткий срок, состоящий из одиннадцати месяцев работы и одного месяца отпуска, тогда как для ребенка год кажется вечностью, и его жизнь представляется ему бесконечной. Это различие в восприятии времени и пространства иллюстрирует относительность этих понятий и подтверждает новейшие учения об относительности времени и пространства.
1. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена пересказом.
1) В предложенном мне для анализа тексте А. Е. Рекемчука затронута проблема восприятия времени и пространства. Автора интересует, как эти понятия воспринимают взрослые и дети.
2) Чем детское мировосприятие отличается от взрослого? Об особенностях отношения ребёнка к окружающей его действительности пишет А. Е. Рекемчук.
3) Действительно ли наши представления о времени и пространстве относительны? В этом вопросе пытается разобраться автор текста А. Е. Рекемчук.
4) А. Е. Рекемчук обращается к проблеме того, что, хотя людям часто приходится переезжать и взрослые к этому относятся как к чему-то привычному, для детей переезд — это путешествие в неведомый мир. Кроме того, если для взрослого время летит незаметно, то ребёнок воспринимает год как нечто необычное, а своё будущее — как целую вечность, что в общем подтверждает теорию относительности.
Вариант ответа, в котором формулировка проблемы подменена пересказом:
4) Е.А. Рекемчук обращается к проблеме того, что, хотя людям часто приходится переезжать и взрослые к этому относятся как к чему-то привычному, для детей переезд – это путешествие в неведомый мир. Кроме того, если для взрослого время летит незаметно, то ребёнок воспринимает год как нечто необычное, а своё будущее – как целую вечность, что в общем подтверждает теорию относительности.
2. Укажите, какое утверждение соответствует авторской позиции.
1) А. Е. Рекемчук критикует «новейшие учения об относительности времени и пространства», поскольку они далеки от реальной действительности.
2) Позиция автора заявлена открыто: не нужно обижать детей, ведь они воспринимают всё иначе, чем взрослые.
3) Таким образом, А. Е. Рекемчук доказал нам теорию относительности пространства и времени, наглядно показав, что отношение к окружающему миру у ребёнка и у взрослого человека совершенно разное, хотя и пространство у ребёнка и его близких схожее, да и времени в сутках 24 часа у всех.
4) По мнению автора, детство — это важнейший этап жизни человека, играющий огромную роль в становлении личности.
Утверждение, которое соответствует авторской позиции:
3) Таким образом, А.Е. Рекемчук доказал нам теорию относительности пространства и времени, наглядно показав, что отношение к окружающему миру у ребёнка и у взрослого человека совершенно разное, хотя и пространство у ребёнка и его близких схожее, да и времени в сутках 24 часа у всех.
3. Определите стиль и тип речи текста.
Стиль текста – публицистический.
Признаки публицистического стиля в тексте:
1. Цель – воздействие на читателя. Основная цель текста – воздействовать на читателя, вызвать у него определенные эмоции и размышления.
2. Сочетание экспрессивности и стандарта. В тексте используются как экспрессивные средства (метафоры, сравнения, эмоциональные описания), так и стандартные конструкции и выражения. Это типично для публицистического стиля, который сочетает в себе эмоциональность и логичность.
3. Логичность и аргументированность. Текст структурирован логично, с четким тезисом и доказательствами. Это соответствует принципу логичности, характерному для публицистического стиля.
4. Использование эмоционально окрашенной лексики. В тексте присутствуют эмоционально окрашенные слова и выражения, такие как «неведомый мир», «бессмертный», что характерно для публицистического стиля.
5. Сочетание образности и оценочности. Текст содержит образные выражения и оценочные суждения, что также является чертой публицистического стиля.
Тип речи – рассуждение.
Признаки рассуждения в тексте:
1. Цель текста. Основная цель текста – размышление о восприятии времени и пространства в зависимости от возраста и жизненного опыта. Это характерно для рассуждения, где автор логически размышляет о причинах и следствиях явлений.
2. Логическая структура. Текст структурирован таким образом, что автор выдвигает тезис (различие в восприятии времени и пространства у взрослых и детей) и последовательно его доказывает, приводя примеры и аргументы.
3. Использование вводных слов и связок. В тексте присутствуют вводные слова и слова-связки, характерные для рассуждения, такие как «между прочим», «итак», «следовательно».
4. Аргументация и примеры. Автор приводит аргументы и примеры, чтобы подтвердить свою точку зрения, что также является признаком рассуждения.
5. Отсутствие последовательного повествования. В тексте нет четкой последовательности событий, как в повествовании, и нет детального описания признаков и качеств, как в описании.
4. Определите способ выражения авторской позиции и средства её выражения.
Способ выражения авторской позиции в тексте прямой. Он выражается через следующие средства выражения:
1. Прямые авторские комментарии. Автор прямо высказывает свои мысли и оценки, например: «Для взрослого год жизни воспринимается как короткий срок, состоящий из одиннадцати месяцев работы и одного месяца отпуска».
2. Использование эмоционально окрашенной лексики. Автор использует эмоционально окрашенные слова и выражения, такие как «неведомый мир», «бессмертный», чтобы передать свои чувства и отношение к описываемым явлениям.
3. Метафоры и сравнения. Автор использует метафоры и сравнения для усиления своей оценки, например: «время летит без удержу», «зима, весна, лето, осень мелькают, как листки календаря».
4. Оценочные суждения. Автор высказывает оценочные суждения, например: «Для ребенка год кажется вечностью, и его жизнь представляется ему бесконечной».
5. Символизм и образы. Автор использует символы и образы для неявного выражения своих идей и ценностей, что также помогает выразить его оценку.
6. Моральная оценка событий. Автор представляет моральную оценку событий через сюжет или развитие персонажей, что позволяет читателю понять его этические и философские взгляды.
Эти средства выражения авторской оценки помогают автору передать свои мысли, чувства и оценки читателю, делая текст более насыщенным и эмоционально насыщенным.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением