Упр.20 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 20. Внимательно прочитайте текст.(1) Умеете ли вы читать? (2) Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3) Подавляющее большинство опрашиваемых...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
20. Внимательно прочитайте текст.
(1) Умеете ли вы читать? (2) Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3) Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4) «Что за вопрос? (5) Естественно умеем. (6) Ведь мы не дошкольники. (7) Как вообще можно учиться, не умея читать?..»
(8) Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения — основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют.
(9) Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания — об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10) Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но и тем, кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11) Ведь работами многих зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро, правильно артикулируя все слова (техника чтения), и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение), — это не одно и то же.
(12) Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете, есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.
(По О. Мальской, И. Можаровскому*)
1. Какой вопрос наименее точно формулирует проблему текста?
1) Умеете ли вы читать?
2) Умеем ли мы читать правильно?
3) Зачем нужно учиться осмысленному чтению?
4) Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения?
5) В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением?
Вопрос, который наименее точно формулирует проблему текста:
1) Умеете ли вы читать?
2. Определите позицию авторов. Подумайте, почему выделены предложения 8, 9, 11 и 12.
Определите позицию авторов.
Каждому человеку необходимо совершенствовать не только технику чтения, но и навык читать осмысленно и вдумчиво.
Подумайте, почему выделены предложения 8, 9, 11 и 12.
В выделенных предложения выражается авторская позиция.
3. Какой тезис наиболее точно соответствует позиции авторов?
1) Навыки чтения — основа учения, и все учащиеся в той или иной мере ими владеют.
2) Правильно читать — это читать осмысленно, поэтому необходимо учиться осмысленному чтению.
Тезис, который наиболее точно соответствует позиции авторов:
2) Правильно читать – это читать осмысленно, поэтому необходимо учиться осмысленному чтению.
4. Определите, чем может служить данный фрагмент текста при обосновании тезиса: логическим переходом, примером, микровыводом.
Л. Н. Толстой говорил о том, что цель художника — заставить читателя любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех её проявлениях. Соответственно, задача читателя — понять, что хотел сказать автор произведения.
«Возвращение» А. Платонова — это не просто рассказ о возвращении героя с войны. В названии рассказа заложен ещё один смысл, который сумеет обнаружить только вдумчивый читатель.
Данный фрагмент текста при обосновании тезиса служит логическим переходом.
Первый абзац представляет собой суждение, которое вводит тезис о цели художника и задаче читателя. Второй абзац является примером, иллюстрирующим, как задача читателя может быть выполнена на практике, через анализ названия рассказа А. Платонова «Возвращение».
5. Прочитайте аргумент к тексту. Выделите его части и докажите, что он логический.
В любом художественном произведении находят отражение три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный, они требуют осмысленного чтения художественного произведения. Так, романы Л. Н. Толстого можно воспринимать как увлекательную историю человеческих взаимоотношений и только, но сам писатель говорил, что для него важно «заставить» читателя «любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех её проявлениях». Поэтому, по словам мастера слова, во всём, что он писал, им «руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя; но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берётся одна и без того сцепления, в котором она находится». В этих словах кроется ответ на вопрос: «Как воспринимать искусство слова?»
Таким образом, осмысленное чтение — это не знакомство с сюжетом книги, а возможность понять сокровенную, духовную сущность произведения.
Части аргумента:
1. Введение.
В любом художественном произведении находят отражение три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный.
2. Пример.
Романы Л.Н. Толстого можно воспринимать как увлекательную историю человеческих взаимоотношений и только.
3. Тезис.
Сам писатель говорил, что для него важно «заставить» читателя «любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех её проявлениях».
4. Логический переход.
Поэтому, по словам мастера слова, во всём, что он писал, им «руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя».
5. Заключение.
В этих словах кроется ответ на вопрос: «Как воспринимать искусство слова?»
Таким образом, осмысленное чтение – это не знакомство с сюжетом книги, а возможность понять сокровенную, духовную сущность произведения.
Доказательство логичности аргумента:
1. Введение.
Введение вводит читателя в контекст, объясняя, что в любом художественном произведении есть три аспекта творчества.
2. Пример.
Пример с романами Л.Н. Толстого иллюстрирует, как произведения могут восприниматься поверхностно, но также подчеркивает важность глубокого понимания.
3. Тезис.
Тезис утверждает, что Толстой стремился заставить читателя любить жизнь Во всех её проявлениях, что подчеркивает важность духовного и эмоционального восприятия.
4. Логический переход.
Логический переход связывает тезис с необходимостью осмысленного чтения, подчеркивая, что каждая мысль в произведении важна только в контексте всего произведения.
5. Заключение.
Заключение подводит итог, утверждая, что осмысленное чтение позволяет понять сокровенную сущность произведения, а не только сюжет.
Следовательно, данный аргумент логичен, так как он последовательно развивает мысль, начиная с введения в тему, переходя к примеру, затем к тезису, и завершаясь заключением, которое подводит итог и делает вывод.
6. Выберите из задания 3 тезис, который можно доказывать с помощью данного аргумента.
Доказательством этой мысли может служить, в частности, рассказ А. Платонова «Возвращение». Только осмысленное чтение этого произведения позволяет понять его истинный смысл: главное возвращение — это не возвращение героя после войны домой, а возвращение к себе, к своей человечности после войны, которая страшна не только огромными физическими разрушениями, но и духовным опустошением человека, прошедшего ад войны. И только вдумчивый читатель понимает, что автор не случайно вынес это многозначное слово в заглавие рассказа.
Тезис, который можно доказывать с помощью данного аргумента:
2) Правильно читать – это читать осмысленно, поэтому необходимо учиться осмысленному чтению.
7. Составьте из проанализированных фрагментов текста-рассуждения сочинение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту.
Чтение – это не просто процесс восприятия текста, это искусство, требующее осмысленного подхода. Психологи часто задают учащимся вопрос: «Умеете ли вы читать?» Этот вопрос вызывает удивление у большинства, особенно у старшеклассников и студентов, которые считают, что умение читать – это основа учения. Однако, как показывают работы многих психологов, читать быстро и правильно артикулировать слова (техника чтения) и понимать смысл читаемого (осмысленное чтение) – это не одно и то же.
Л.Н. Толстой говорил, что цель художника – заставить читателя любить жизнь в её бесчисленных проявлениях. Соответственно, задача читателя - понять, что хотел сказать автор произведения. Рассказ А. Платонова «Возвращение» – это не просто история о возвращении героя с войны, но и о возвращении к себе, к своей человечности после пережитого ада. Только вдумчивый читатель может понять, что автор не случайно вынес слово «возвращение» в заглавие рассказа.
В любом художественном произведении находят отражение три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный и миро-созерцательный. Эти аспекты требуют осмысленного чтения, которое позволяет понять сокровенную, духовную сущность произведения. Романы Л. Н. Толстого можно воспринимать как увлекательную историю человеческих взаимоотношений, но сам писатель говорил, что для него важно «заставить» читателя «любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех её проявлениях».
Таким образом, осмысленное чтение – это не просто знакомство с сюжетом книги, а возможность понять её глубинный смысл. Только вдумчивый читатель способен раскрыть все нюансы произведения и понять, что хотел сказать автор.
8. Выберите одну из главных проблем текста, аргументы к которой вы можете подобрать самостоятельно, и напишите сочинение в формате ЕГЭ.
В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением?
Чтение – это не просто процесс восприятия текста, но и сложная когнитивная деятельность, которая требует от читателя не только навыков декодирования символов, но и глубокого понимания содержания. В этом контексте важно различать технику чтения и осмысленное чтение. Оба этих аспекта играют значительную роль в формировании читательских навыков, однако их цели и подходы существенно различаются,
Техника чтения подразумевает механическое восприятие текста. Это означает, что читатель сосредоточен на быстром распознавании слов и предложений, не углубляясь в их смысл. Техника чтения может включать в себя такие навыки, как беглое чтение или сканирование текста для нахождения конкретной информации. Например, когда мы читаем инструкцию к бытовому прибору или ищем нужную информацию в справочнике, мы используем именно технику чтения. В этом случае важна скорость и точность восприятия, а не анализ содержания.
С другой стороны, осмысленное чтение – это более глубокий и вдумчивый процесс. Оно требует от читателя не только понимания слов, но и способности анализировать, интерпретировать и оценивать информацию. Осмысленное чтение предполагает активное взаимодействие с текстом; читатель задает себе вопросы, делает выводы, сопоставляет информацию с собственным опытом. Например, когда мы читаем художественное произведение или научную статью, наша цель не просто понять, о чем идет речь, но и осмыслить идеи автора, почувствовать его эмоции и задуматься над поднятыми проблемами.
Различие между техникой чтения и осмысленным чтением можно проиллюстрировать на примере чтения романа. Когда читатель использует технику чтения, он может быстро пробежать текст, отметив только основные события. Однако, если он применяет осмысленное чтение, он будет обращать внимание на детали, метафоры, символику и характеры героев, что позволит ему глубже понять замысел автора и осознать, какие идеи он хочет донести.
На мой взгляд, осмысленное чтение является более ценным навыком в современном мире, где информация доступна в огромных объемах. Беглое чтение может быть полезным в определенных ситуациях, однако без умения осмысленно воспринимать текст читатель рискует упустить важные идеи и нюансы. В условиях информационной перегрузки способность анализировать и осмысливать прочитанное становится ключевым навыком, который помогает не только в учебе, но и в повседневной жизни.
В заключение, техника чтения и осмысленное чтение это два важных аспекта читательской деятельности, которые, хотя и взаимосвязаны, имеют разные цели и подходы. Техника чтения позволяет быстро получать информацию, тогда как осмысленное чтение дает возможность глубже понять и оценить содержание текста. В условиях современного мира умение осмысленно читать становится особенно актуальным, так как оно способствует развитию критического мышления и способности к анализу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением