Упр.37 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 37. Внимательно прочитайте текст.Если правда, что существует спор между прозой и поэзией, то вот точка, о которую ломаются копья. Причём вот странный случай, когда при...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
37. Внимательно прочитайте текст.
Если правда, что существует спор между прозой и поэзией, то вот точка, о которую ломаются копья. Причём вот странный случай, когда при всей очевидности прозаической правоты легкомысленная поэзия остаётся победительницей.
Давно втолковали людям, что это растение — вредоносный и злой сорняк, а люди, когда спросишь о любимом цветке, продолжают твердить по-прежнему: василёк.4 Просветительский агрономический разум вскипает в бессильной ярости перед чудовищной обывательской тупостью, а тупой обыватель (обывательница) очарованно смотрит на си-ний-пресиний цветок и срывает его, не только не испытывая никакой враждебности2 и ненависти, но и радуясь и любя. И ничего уж туг с этим не поделаешь. Такова власть красоты.
Сорняк, да красив! Да полно, сорняк ли он? Если бы он был злостным сорняком, то крестьяне (русские, немецкие, всякие) давно бы, задолго до появления начитанных агрономов, возненавидели его и эту свою неприязнь сумели бы передать детям.
Василёк же мы любим и любуемся им, едва ли не больше, чем самим колосом ржи. Поэзия победила пользу? Но дело в том, что поэзия тут только тогда и возникает, когда васильки расцветают во ржи. Я видел васильки, растущие на городских клумбах и на газонах. Они выглядели выцветшими, хилыми, производили даже неряшливое впечатление, тщетно было бы искать в них той полной, сочной и как бы прохладной синевы, какая свойственна им, когда они цветут на своём месте: во ржи.
Если же вы будете настаивать, что всё-таки василёк не больше чем вредитель, то тем удивительнее, скажу я, что он сумел, несмотря на свою вредоносность, внушить нам, людям, расположение к себе и даже любовь.4
(По В. Солоухину)
1. Сделайте морфологический разбор выделенных союзов.
[Давно втолковали людям]1, (что это растение – вредоносный и злой сорняк)2, а [люди, (когда спросишь о любимом цветке)4, продолжают твердить по-прежнему]3: [василёк]5.
Когда
1. Когда – союз (соединяет части сложного предложения).
2. Производный.
3. Простой.
4. Подчинительный, временной.
5. Неизменяемый.
6. В предложении является обстоятельством (спросишь (когда?) когда).
Просветительский агрономический разум вскипает в бессильной ярости перед чудовищной обывательской тупостью, а тупой обыватель (обывательница) очарованно смотрит на синий-пресиний цветок и срывает его, не только не испытывая никакой враждебности и ненависти, но и радуясь и любя.
Не только... но и
1. Не только... но и – союз (соединяет однородные деепричастия).
2. Производный.
3. Составной, двойной.
4. Сочинительный, сопоставительный.
5. Неизменяемый.
6. Не является членом предложения.
Сорняк, да красив!
Да
1. Да – союз (соединяет однородные члены предложения).
2. Непроизводный.
3. Простой, одиночный.
4. Сочинительный, противительный.
5. Неизменяемый.
6. Не является членом предложения.
Василёк же мы любим и любуемся им, едва ли не больше, чем самим колосом ржи.
Чем
1. Чем – союз (присоединяет сравнительный оборот)
2. Производный.
3. Простой, одиночный.
4. Подчинительный, сравнительный.
5. Неизменяемый.
6. Не является членом предложения.
(Если же вы будете настаивать)1, (что всё-таки василёк не больше чем вредитель)2, [то тем удивительнее, скажу я]3, (что он сумел, несмотря на свою вредоносность, внушить нам, людям, расположение к себе и даже любовь)4.
Что
1. Что – союз (соединяет части сложного предложения).
2. Производный.
3. Простой, одиночный.
4. Подчинительный, изъяснительный.
5. Неизменяемый.
6. Не является членом предложения.
2. Определите лексическое значение выделенного слова.
Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.
3. Укажите во втором абзаце все изобразительно-выразительные средства.Изобразительно-выразительные средства:
- эпитеты (чудовищной, любимый, агрономический, тупой, очарованно, синий-пресиний)
- метафоры (разум вскипает; власть красоты)
- олицетворение (злой сорняк)
- контекстные антонимы (испытывая враждебность и ненависть – радуясь и любя)
- однокоренные слова (тупость, тупой)
- эмоционально-окрашенная лексика (втолковывали)
- устойчивое выражение (ничего не поделаешь)
4. Найдите примеры использования союзов как средства связи предложений в тексте.
Если правда, что существует спор между прозой и поэзией, то вот точка, о которую ломаются копья. Причём вот странный случай, когда при всей очевидности прозаической правоты легкомысленная поэзия остаётся победительницей.
Просветительский агрономический разум вскипает в бессильной ярости перед чудовищной обывательской тупостью, а тупой обыватель (обывательница) очарованно смотрит на синий-пресиний цветок и срывает его, не только не испытывая никакой враждебности и ненависти, но и радуясь и любя. И ничего уж тут с этим не поделаешь.
Поэзия победила пользу? Но дело в том, что поэзия тут только тогда и возникает, когда васильки расцветают во ржи.
Синтаксический анализ предложения:
[Давно втолковали людям]1, (что это растение – вредоносный и злой сорняк)2, а [люди, (когда спросишь о любимом цветке)4, продолжают твердить по-прежнему]3: [василёк]5.
(1-я часть: (что сделали?) втолковали; втолковали (когда?) давно; втолковали (кому?) людям;
2-я часть: (что?) растение; растение (что такое?) сорняк; растение (какое?) это; сорняк (какой?) вредоносный и злой;
3-я часть: (кто?) люди; люди (что делают?) продолжают твердить; продолжают твердить (как?) по-прежнему;
4-я часть: (что сделаешь?) спросишь; спросишь (когда?) когда; спросишь (о чём?) о цветке; о цветке (каком?) любимом;
5-я часть: (есть что?) василёк).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: между 1-й и 2-й частями связь подчинительная, 2-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза что; между 2-й и 3-й частями связь сочинительная, 3-я часть присоединяется ко 2-й при помощи противительного союза а; между 3-й и 4-я частями связь подчинительная, 4-е придаточное является придаточным времени и присоединяется к 3-му главному с помощью союзного слова когда; между 3-й и 5-й частями связь бессоюзная, со значением пояснения.
1-я часть: простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, полное;
3-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
4-я часть: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое, неполное (опущено дополнение их);
5-я часть: простое, односоставное, назывное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[=]1, (что - =)2, а [-, (когда =)4, =]3: [-]5.
(Если же вы будете настаивать)1, (что всё-таки василёк не больше чем вредитель)2, [то тем удивительнее, скажу я]3, (что он сумел, несмотря на свою вредоносность, внушить нам, людям, расположение к себе и даже любовь)4.
(1-я часть: (кто?) вы; вы (что сделаете?) будете настаивать;
2-я часть: (что?) василёк; василёк (что такое?) не больше чем вредитель;
3-я часть: (каково?) тем удивительнее;
4-я часть: (что?) он; он (что сделал?) сумел внушить; сумел внушить (несмотря на что?) несмотря на свою вредоносность; сумел внушить (кому?) нам, людям; сумел внушить (что?) расположение к себе и любовь).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с несколькими придаточными с неоднородным и последовательным подчинением. 1-я часть: придаточное первой степени, придаточное условия, присоединяется к главному 3-му при помощи подчинительного союза то; 2-я часть: придаточное второй степени, придаточное изъяснительное, присоединяется к 1-й части при помощи подчинительного союза что; 4-я часть: придаточное первой степени, придаточное изъяснительное, присоединяется к 3-й части при помощи подчинительного союза что.
1-я часть: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное;
2-я часть: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное;
3-я часть: простое, односоставное, безличное, нераспространённое, осложнено вводным предложением, полное4
4-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, уточняющим обособленным дополнением и однородными дополнениями, полное.
(Если - =)1, (что - =)2, [то =]3, (что - =)4.
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Враждебности
- враждебности
Враждебности, враждебность < враждебный (суффиксальный способ словообразования)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением