Параграф 8 ГДЗ Боголюбов 5 класс (Обществознание)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Виноградова 5 класс, Просвещение:
§ 8. Одноклассники, сверстники, друзья
Какие книги о дружбе и товариществе ты читал?
Я читал книги, такие как «Три товарища» Эриха Марии Ремарка и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Какие пословицы о дружбе и друзьях ты знаешь?
Пословицы о дружбе: «Друг познаётся в беде», «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Почему люди, дети и взрослые, ценят дружбу и товарищество? Объясни поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Люди ценят дружбу, потому что она даёт поддержку, понимание и радость. Поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» подчёркивает, что настоящие друзья важнее материальных благ, так как они помогают в трудные моменты и делают жизнь богаче.
Выскажи своё мнение, верен ли такой вывод: «Стать достойным человеком Л. С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей».
Вывод верен. Л. С. Понтрягин смог достичь успеха благодаря своей силе воли и старанию, но также огромную роль сыграла забота и поддержка друзей, которые помогали ему учиться и не сдаваться.
Обрати внимание на иллюстрацию — картину «Спорщики» современного художника А. С. Епишина. Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? Каково поведение его участников?
На картине видно, что спор проходит в напряжённой, но уважительной атмосфере. Участники активно жестикулируют, но их лица выражают заинтересованность, а не агрессию. Это показывает, что спор может быть продуктивным, если вести его с уважением к оппоненту.
А что ты знаешь о происхождении своей фамилии?
Фамилия Иванов происходит от имени Иван, которое было очень распространено на Руси. Она означает «сын Ивана» и является одной из самых распространённых русских фамилий.
Подумай: чему учит каждая из этих поговорок? Какие ещё поговорки о друзьях и дружбе ты знаешь? В чём их смысл?
Каждая поговорка учит ценить дружбу, быть честным и преданным. Например, «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» подчёркивает важность искренности. Другие поговорки: «Друг познаётся в беде», «Старый друг лучше новых двух». Их смысл в том, что настоящая дружба основана на доверии и взаимопомощи.
Согласен ли ты с этими утверждениями? Что бы ты к ним добавил?
Я согласна с этими утверждениями. Дружба действительно требует усилий, искренности и готовности помогать. Я бы добавила, что важно уметь слушать и понимать друга, а также быть готовым прощать ошибки, потому что никто не идеален.
1. Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?
Хорошим товарищем можно назвать человека, который всегда готов помочь, поддержать в трудную минуту и разделить радость. Он честен, надёжен и умеет слушать. Такой человек ценит дружбу и не предаёт доверия.
2. Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.
Дружбе мешают зависть, непонимание, эгоизм и неумение прощать. Например, ребята могут ссориться из-за пустяков, но настоящие друзья всегда находят способ помириться, потому что ценят отношения больше, чем свои амбиции.
3. Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушивать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга, разделить радость или горе?
Наиболее важными качествами для дружбы я считаю доброту, умение прощать, умение выслушивать и заступаться за друга. Желание делать подарки и делиться вещами тоже важно, но без искренности и взаимопомощи дружба не будет настоящей.
1*. Опиши случай из своей жизни или поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.
В рассказе «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара Тимур и его друзья помогают людям, не ожидая благодарности. Это пример настоящего товарищества, основанного на бескорыстии и желании делать добро.
2. Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? к ребятам, которые хорошо учатся? к девочкам-одноклассницам? к мальчикам-одноклассникам?
Мне нравится, когда одноклассники поддерживают друг друга и работают вместе. Обижает, когда кто-то проявляет равнодушие или насмехается. К соседу по парте я отношусь с уважением, стараюсь помогать. К ребятам, которые хорошо учатся, я испытываю уважение, а к девочкам и мальчикам-одноклассникам стараюсь относиться дружелюбно.
3. У маленькой Кати большая радость — поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
—Наш папа выздоровел!
Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя подошла к девочкам, игравшим в «классики».
—Наш папа выздоровел, — сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
—Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
В. Сухомлинский
Как ты думаешь, почему Катя заплакала? Хотели ли Катины одноклассники обидеть её? Что Кате хотелось услышать от ребят? Как бы ты поступил на месте Катиного одноклассника? Чему учит этот рассказ?
Катя заплакала, потому что её радость не была разделена одноклассниками. Они не хотели её обидеть, но их равнодушие ранило её. Кате хотелось услышать слова поддержки и радости за неё. На месте её одноклассника я бы поздравил её и разделил её радость. Этот рассказ учит быть внимательным к чувствам других и ценить их радости.
4. Присмотрись, кто из твоих одноклассников умеет спокойно обосновать своё мнение и спокойно выслушать других. Что помогает понимать других и быть понятым?
Те, кто умеет спокойно обосновать своё мнение и выслушать других, обычно вызывают уважение. Пониманию других способствуют терпение, эмпатия и готовность к диалогу.
5. В этой игре участвуют все учащиеся класса. Каждый ряд — команда. Задание командам: по очереди хором пропеть или продекламировать куплет любой известной песни о дружбе. Проигрывает та команда, которая пропускает свою очередь.
*выполняется самостоятельно
Подумай, какие из этих правил подошли бы для тебя и твоего класса, а что тебе хотелось бы добавить.
Большинство из этих правил подошли бы для моего класса, особенно те, которые учат уважать других, помогать и держать слово. Я бы добавила правило о том, чтобы всегда быть честным и не бояться признавать свои ошибки. Это помогло бы создать более доверительную атмосферу в классе.
1. Подготовь рассказ на тему «Как учились раньше». Для этого расспроси маму, папу, бабушку или дедушку о том, что они помнят о своей школе. Не забудь спросить:
— сколько лет они учились в школе;
— сколько им было лет, когда они пошли в школу;
— были ли у них учебники, тетради, наглядные пособия;
— какие события из школьной жизни запомнились им больше всего;
— что интересного происходило в их классе и школе в те годы;
— кто из школьных учителей и товарищей остался в памяти и почему.
Сделай вывод о том, чем их школа была непохожа на твою.
Моя бабушка рассказывала, что в её время школа была совсем другой. Ученики писали перьевыми ручками, а учебники и тетради были в дефиците. Больше всего ей запомнились школьные походы и праздники, которые объединяли весь класс. Её школа отличалась от моей строгой дисциплиной и меньшим количеством технических средств.
2. По телевизору должны были показывать интересный фильм. Серёжа очень хотел его посмотреть и, чтобы не сердить родителей, решил до фильма сделать все уроки. Всё бы ничего, но никак не решалась задача. Трудная попалась, сразу не поддавалась. А время идёт, если смотреть фильм, то пора включать телевизор. Что делать? Как поступить? Предложи окончание этого рассказа.
Серёжа решил, что фильм можно посмотреть позже в записи, а задачу нужно решить сейчас. Он сосредоточился и, в конце концов, нашёл решение. После этого он с чистой совестью посмотрел фильм и был горд, что справился с трудностями.
3. Подготовьте презентацию «О нас и нашем классе». Распределите задания в группе:
— расспросить друзей, чем они занимаются, как и во что играют, что мастерят;
— отметить (показать) любимые занятия, поделки, игры и т. д.;
— подготовить и разыграть сценку из жизни класса: о взаимоотношениях в классе, проявлениях равнодушия и помощи, об отзывчивости и доброте, о, казалось бы, безобидных шутках, которые доставляют огорчение;
— назначить ведущего группы, продумать последовательность выступлений.
(Ссылка на презентацию ниже.)
4. Выскажи своё мнение, прав ли Коля
Петя уже давно болен. Ребята решили узнать, как он себя чувствует, и предложили Коле посетить больного. Коля сказал: «Я не пойду, я с ним не дружу. Пусть идёт его друг».
Коля не прав. Даже если он не дружит с Петей, проявить заботу и поддержку — это важный шаг к тому, чтобы стать лучше. Дружба — это не только о близких людях, но и о человечности.
5. Знаешь ли ты дни рождения своих друзей? Не забываешь ли их поздравить? Как именно ты это делаешь?
Я знаю дни рождения своих друзей и стараюсь не забывать их поздравить. Обычно я дарю открытку или небольшой подарок, а также пишу тёплые слова в социальных сетях.
6. Оцени поведение Милы.
У Маши день рождения. Она пригласила подругу в гости. Мила подумала: «Пожалуй, подарю Маше куклу — она мне больше не нужна, да и нос у куклы поцарапан»
Поведение Милы не совсем правильное. Подарок должен быть искренним и сделанным с любовью, а не просто избавлением от ненужной вещи. Лучше подарить что-то, что действительно порадует Машу, даже если это будет что-то простое, но от души.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением