Параграф 12 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)

Изображение § 12. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ И РОЗОЦВЕТНЫЕВСПОМНИТЕ1. Из каких частей цветка образуются плоды?Плод образуется из завязи — нижней утолщённой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 12. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ И РОЗОЦВЕТНЫЕ
ВСПОМНИТЕ
1. Из каких частей цветка образуются плоды?
Плод образуется из завязи — нижней утолщённой части пестика.
2. Какие плоды называются сложными?
Сложными называют плоды, образованные из нескольких пестиков одного цветка (малина, ежевика).
3. Что такое соцветие?
Соцветие — это группа цветков, расположенных в определённом порядке на общем цветоносе.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие признаки характерны для растений семейства Крестоцветные?
Для растений семейства Крестоцветные характерны цветки одинакового строения с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком. Соцветие — кисть; плоды — стручки или стручочки, т.е. короткие стручки. Листья крестоцветных расположены на стебле поочерёдно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые.
2. Какое строение имеют цветки розоцветных растений?
Цветок розоцветных имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (иногда 4–6) лепестков. Чашечка часто бывает двурядной, с так называемым подчашием. Тычинок в цветке много, а число пестиков может быть различным: от одного до нескольких десятков.
3. Какое хозяйственное значение имеют растения семейств Розоцветные (Розовые) и Крестоцветные (Капустные)?
К розоцветным относится большинство плодовых: яблоня, груша, абрикос, персик, миндаль, вишня, слива, земляника, малина, роза, боярышник, рябина. Из розоцветных изготавливают лекарства (плоды шиповника, черемухи). Почти все сливовые (кроме черемухи) на стволах отделяют камедь, находящую некоторое применение в приготовлении красок, клея и в кондитерской промышленности. Цветки роз и лаванды используют в парфюмерии. Хризантемы, пионы используются для создания букетов, цветочных композиций.
В семейство крестоцветных входят овощные и кормовые культуры — капуста, редька, брюква, редис; масличные — рапс, горчица, рыжик; декоративные — левкой, алиссум и др. Хрен и горчицу употребляют в пищу как приправу. Многие крестоцветные — хорошие медоносы, некоторые используют как лекарственные растения.
4. Перечислите растения, относящиеся к семействам Крестоцветные и Розоцветные.
Растения семейства Крестоцветные: капуста, капуста кольраби, брокколи, брюссельская капуста, редис, редька, брюква, рапс, горчица, шпинат, пастушья сумка, сурепка.
Растения семейства Розоцветные: слива, абрикос, рябина, малина, груша, земляника, шиповник, боярышник, миндаль, арония, черемуха.

ПОДУМАЙТЕ!
Какие растения семейств Крестоцветные и Розоцветные растут в вашей местности? Как человек использует эти растения?
Многие люди выращивают на своих дачных участках капусту, редьку, редис. Из них готовят различные блюда — супы, гарниры, салаты. Плоды шиповника применяют для приготовления чаев, джема, сиропов.
У нас растет много плодовых деревьев. Это сливы, яблони, вишни и другие. Их плоды используются для употребления в пищу. Также у нас растут пионы, розы и хризантемы.
ИССЛЕДУЙТЕ
ПАМЯТКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙСТВ КЛАССА ДВУДОЛЬНЫЕ
Ход работы
1. Выделите основные особенности растений семейств крестоцветных (капустных), розоцветных (розовых), паслёновых, сложноцветных, мотыльковых.
Основные особенности семейства крестоцветных (капустных):
- тип соцветия — кисть;
- плоды в виде стручков и стручочков;
- наличие цветков с венчиком из четырех лепестков, чашечкой из четырех чашелистиков и крестообразно расположенными лепестками;
- один пестик и шесть тычинок.
Основные особенности семейства розоцветных (розовых):
- тип соцветия — кисть, зонтик, щиток, метёлка;
- двойной околоцветник из 5 чашелистиков (иногда 4–6) и 5 лепестков;
- чашечка двурядная с подчашием;
- много тычинок, пестиков — от одного до нескольких десятков.
Основные особенности семейства пасленовых:
- встречаются как одиночные цветки, так и соцветия (извилина, завиток);
- обоеполые и одиночные цветки с двойным околоцветником, чашечки — пятизубчатые чашелистики;
- цветок имеет пять тычинок и один пестик, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков;
- плоды ягоды или коробочки.
Основные особенности семейства сложноцветных:
- соцветие — корзинка, состоящее из большого числа цветков, расположенных на общем расширенном ложе. Корзинка окружена зелёными листочками, образующими обёртку;
- мелкие цветки расположены на расширенном конце цветоножки. Сердцевину «цветка» образует множество мелких цветков длиной 2–3 мм;
- в одной корзинке могут сочетаться цветки разных полов: по краям могут расти только женские цветки, а внутри — обоеполые или мужские;
- плод — семянка.
Основные особенности семейства мотыльковых:
- лепестки обычно частично срощенные и образуют несимметричный венчик. Большой лепесток — это парус, боковые — вёсла, а сросшиеся нижние — лодочка;
- один пестик и 10 тычинок;
- соцветия — простая или сложная кисть, головка;
- плод — боб;
- листья сложные, перистые, тройчатые, реже пальчатые, с прилистниками. У некоторых мотыльковых листья могут превращаться в усы (горох).
2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2–3 растения семейства крестоцветных (капустных), розоцветных (розовых), паслёновых, сложноцветных, мотыльковых.
При описании придерживайтесь следующего плана.
1) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
2) Отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
3) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
4) Отметьте особенности строения чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
5) Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
6) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?
Капуста белокочанная
1) Стержневая корневая система. Длина корня 40 см – 1 метр.
2) Стебель — кочерыжка, толстый, мясистый и короткий. Листья крупные мясистые, имеют сетчатое жилкование. Расположение листьев — прикорневая розетка.
3) Растение имеет соцветие кисть.
4) Цветок имеет 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок (4 коротких и 2 длинных) и 1 пестик.
5) Плод — стручок, образуется на второй год жизни растения. Длина плода достигает 10 см.
6) Капуста белокочанная относится к семейству крестоцветных, потому что формула цветка *Ч4Л4Т4+2П1, цветы образуют соцветие кисть, корневая система — стержневая, листья имеют сетчатое жилкование, плод — стручок.
Редис
1) Корневая система стержневая. Видоизмененный корень — корнеплод круглой или продолговатой формы.
2) Стебель короткий, тонкий. Листья продолговатые, жилкование сетчатое. Расположение листьев — прикорневая розетка.
3) Соцветие кисть.
4) Цветок имеет 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок (4 коротких и 2 длинных) и 1 пестик.
5) Плод — стручок.
6) Редис относится к семейству крестоцветных, потому что формула цветка *Ч4Л4Т4+2П1, цветы образуют соцветие кисть, корневая система стержневая, листья собраны в прикорневую розетку и имеют сетчатое жилкование, плод — стручок.
Шиповник
1) Стержневая корневая система. Достигает до 5 м в глубину.
2) Стебли у шиповника деревянистые, прямостоячие, покрытые короткими острыми шипами. Листья спирально расположенные, длинночерешковые, сложные, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком. Жилкование листьев сетчатое.
3) Цветки могут быть одиночными или собранными в щитковидные или метельчатые соцветия.
4) Цветок имеет 5 чашелистиков, 5 лепестков, множество тычинок, один пестик.
5) Плод — многоорешек, имеющий сочную оболочку и много семян.
6) Шиповник относится к семейству розоцветных, потому что формула цветка *Ч5Л5Т?П1, корневая система — стержневая, листья длинночерешковые, сложные, непарноперистые с сетчатым жилкованием, плод — многоорешек.
Вишня
1) Корневая система стержневая.
2) Стебель прямостоящий древовидный, образует крону, которая издали напоминает шар. Листья простые, черешковые, имеют сетчатое жилкование.
3) Цветки собраны в соцветии зонтик.
4) Цветки имеют 5 чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок (15–20) и один пестик.
5) Плод — костянка. Внутри плода находится косточка, а внутри косточки созревает одно семя.
6) Вишня относится к семейству розоцветных, потому что имеет формулу цветка *Ч5Л5Т?П1, стержневую корневую систему, черешковые листья с сетчатым жилкованием, соцветие зонтик и плод костянку.
Стручковый перец
1) Стержневая система мочковатая.
2) Стебель сочный, ветвистый, прямостоячий. Листья простые, коротко- или длинночерешковые, собраны в розетку или одиночные, с сетчатым жилкованием. Прилистники отсутствуют.
3) Цветки стручкового перца пазушные, одиночные или собранные в пучки.
4) Цветки имеют 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и 1 пестик.
5) Плод — ложные пустотелые многосемянные ягоды.
6) Стручковый перец относят к пасленовым, потому что формула цветка *Ч(5)Л(5)Т(5)П1, плод — многосемянка, стебель сочный, прямостоячий, у листьев отсутствуют прилистники.
Томат
1) Корневая система томата стержневая, образует большое количество боковых корней и корневых волосков.
2) Стебель прямостоячий, ветвящийся, хрупкий, покрыт волосками. Листья крупные, сложные, рассечённые, состоящие из нескольких долей, черешковые.
3) Цветки собраны в соцветие кисть.
4) Цветки состоят из 5 чашелистиков зеленого цвета, 5 желтых лепестков, 5 сросшихся тычинок и одного пестика.
5) Плод мясистая ягода с множеством семян.
6) Томат относится к семейству пасленовых, потому что формула цветка *Ч(5)Л(5)Т(5)П1, плод — ягода с множеством семян, листья черешковые без прилистников.
Ромашка
1) Корневая система стержневая с небольшими боковыми ответвлениями.
2) Стебель голый, прямой, ветвистый. Листья — очерёдные, сидячие, при основании несколько расширенные.
3) Цветки собраны в соцветие корзинка.
4) Цветок не имеет чашелистиков, содержит 5 сросшихся лепестков и 5 сросшихся тычинок и один пестик.
5) Плод — семянка.
6) Ромашка относится к семейству сложноцветных, потому что формула цветка *Ч0Л(5)Т(5)П1, цветки ее собраны в соцветие корзинка, имеет плод семянку.
Астра
1) Корневая система астры — мощная, стержневая, от которой отходит мощная сеть боковых корней.
2) Стебель — твёрдый, одиночный, прямостоящий, бывает простым или ветвистым. Листья расположены в очередном порядке, нижние листья на черешках, верхние — сидячие, имеют защитные реснички, расположенные по средней жилке листа и краям черешка.
3) Цветки собраны в соцветие корзинка.
4) Венчик цветка состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок — 5, слипаются в области пыльников и прикреплены к трубке венчика. Пестик один. Краевые цветки — язычковые, центральные — мелкие, трубчатые.
5) Плод — семянка.
6) Астра относится к семейству сложноцветных, потому что формула цветка *Ч0Л(5)Т(5)П1, цветки ее собраны в соцветие корзинка, имеет плод семянку.
Горох
1) Стержневая корневая система.
2) Стебель полегающий. Листья сложные парноперистые, заканчиваются ветвящимися усиками. Прилистники крупные, охватывающие стебель.
3) Соцветие гороха — одно- или двухцветковая кисть, находящаяся в пазухах листьев.
4) Цветок с двойным околоцветником. Чашечка образована 5 сросшимися чашелистиками, а венчик — 5 лепестками, 2 из которых тоже сросшиеся. Верхний крупный лепесток — это парус, боковые — вёсла, а сросшиеся нижние — лодочка. В цветке один пестик и 10 тычинок 9 сросшихся).
5) Плод — боб с 3–10 семенами.
6) Горох относится к семейству мотыльковых, потому что имеет формулу цветка ?Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1, сложные перистые листья, которые превращаются в усы, соцветие — кисть, плод — боб.
Фасоль
1) Корневая система фасоли — стержневая с множеством придаточных корней, проникает в почву на глубину более 1 м.
2) Стебель — травянистый, голый или опушённый. Листья — крупные тройчатые, на длинных зелёных черешках, расположены поочередно.
3) Соцветие — пазушная или верхушечная кисть.
4) У цветка двойной околоцветник. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик — из 5 лепестков. Два из них — сросшиеся, три — расположены свободно. Части венчика имеют специальные названия: верхний крупный лепесток называется парусом, два боковых лепестка — «вёсла», два нижних (сросшихся) — лодочка. В лодочке расположен пестик, окружённый 10 тычинками. При этом 9 тычиночных нитей сросшиеся, а десятая расположена отдельно, рядом с лепестком-парусом.
5) Плод — боб.
6) Фасоль относится к семейству мотыльковых, потому что имеет формулу цветка ?Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1, сложные листья, соцветие — кисть, плод — боб.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Используя рисунок 46, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.

К основным особенностям растений семейства крестоцветных относятся:
1) стержневая корневая система;
2) очередное расположение листьев, некоторые образуют прикорневую розетку;
3) двойные околоцветники, венчик образован 4 лепестками, которые располагаются крестообразно;
4) в чашечке цветка 4 чашелистика, 1 пестик и 6 тычинок (4 длинные и 2 короткие);
5) соцветие — кисть;
6) плоды — стручки или стручочки.
2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите два-три растения семейств крестоцветных и розоцветных (по указанию учителя). При описании пользуйтесь планом, указанным в памятке.
Крестоцветные
Сурепка обыкновенная
1) Корень стержневой, разветвлённый, с боковыми корнями.
2) Листья: нижние лировидные, с крупной верхушечной долей и несколькими парами боковых долей; верхние листья ланцетные. Жилкование сетчатое, листорасположение чередующееся. Стебель прямой, разветвлённый, опушенный.
3) Соцветие — кисть.
4) В цветке 4 чашелистика расположены в двух кругах, 4 лепестка, 6 тычинок, из которых 2 в одном кругу, а 4 — в другом и один пестик.
5) Плод — стручок, длинный и тонкий, содержащий много семян.
Пастушья сумка
1) Корень стержневой, с множеством боковых корней.
2) Листья: нижние листья розеточные, верхние листья ланцетные. Жилкование сетчатое, листорасположение чередующееся. Стебель прямой, разветвлённый, опушенный.
3) Соцветие — кисть.
4) Цветок имеет 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок в двух кругах (2 коротких во внешнем, 4 длинных во внутреннем), 1 пестик.
5) Плод — стручочек, с характерной формой «пастушьей сумки».
Розоцветные
Рябина обыкновенная
1) Корень стержневой, сильно разветвлённый, с боковыми корнями.
2) Листья: сложные, непарноперистые, с 5–7 листочками, зубчатые по краю. Жилкование сетчатое, листорасположение чередующееся. Стебель прямой, разветвлённый.
3) Соцветие — щиток. Цветки мелкие, белые или кремовые.
4) Чашечка — пять чашелистиков, сросшихся в основании. Венчик — пять лепестков, белых или кремовых. Тычинки многочисленные, свободные. Пестик один, с нижней завязью.
5) Плод — ягода, шаровидная, красная, с многочисленными семенами.
Яблоня
1) Корневая система мочковатая.
2) Ветки укороченные, на них закладываются цветочные почки и ростовые (удлиненные). Листья черешковые, опушенные снизу, голые, с остающимися или опадающими прилистниками. Жилкование листа сетчатое, листорасположение — очередное.
3) Цветки у яблони собраны в немногоцветные полузонтиковые или щитковидные соцветия.
4) Цветок имеет 5 чашелистиков, 5 лепестков, множество тычинок и один пестик.
5) Плод у яблони — яблоко, многосемянный.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением