Параграф 16 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)
















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 16. СРЕДА ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ВСПОМНИТЕ
1. Что такое среда обитания?
Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует.
2. Какова роль света в жизни растений?
Свет играет важную роль в жизни растений, так как является источником солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза. В ходе фотосинтеза световая энергия превращается в химическую энергию, которая используется для синтеза органических веществ.
3. Что изучает экология?
Экология изучает, как живые организмы связаны со всем тем, что их окружает: воздухом, водой, растениями, другими животными и человеком.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что такое среда обитания?
Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует.
2. Каковы особенности разных сред обитания?
Водная среда отличается отсутствием резких колебаний температуры, достаточно высокой плотностью, наличием питательных веществ и газов (О2 и СО2), достаточной для фотосинтеза освещённостью в поверхностных слоях водоёмов.
Для наземно-воздушной среды характерны незначительная плотность воздуха, резкие колебания температуры, неравномерное распределение воды (различная влажность). Почва характеризуется отсутствием света или слабой освещённостью, незначительными колебаниями температуры, различным количеством питательных веществ, воды и особенностью структуры. Непосредственно в почве живут лишь некоторые виды одноклеточных водорослей, но большинство растений связаны с почвой, получая из неё минеральное питание.
3. Что такое экологические факторы?
Экологические факторы — это элементы и условия окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.
4. На какие группы делят экологические факторы?
Экологические факторы подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы — это факторы неживой природы (температура, свет, долгота дня, давление, влажность, ветер, рельеф и др.), прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.
Биотические факторы — факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов, а также на среду их обитания.
Антропогенные факторы — факторы, проявляющиеся в результате непосредственного воздействия человека на организмы или воздействия на организмы через изменение человеком их среды обитания.
5. Как приспосабливаются растения к определённым факторам среды?
Растения приспосабливаются к определенным факторам среды путем развития особых структур и механизмов. Например, они могут развивать корни для поглощения воды и питательных веществ из почвы, образовывать специализированные цветы для привлечения опылителей. У растений, которые приспособились к воздействию высоких температур и недостатку влаги, вертикальное положение листьев, есть колючки (уменьшение поверхности листьев), развитая корневая система, густое опушение, которое также усиливает отражение падающего света.
6. Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от их отношения к освещённости?
В зависимости от отношения растений к освещенности выделяют три группы: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.
Светолюбивые растения живут только на освещённых солнцем открытых местах.
Тенелюбивые растения не переносят действия ярких солнечных лучей.
Теневыносливые растения хорошо растут на свету, но могут мириться и с затенением.
7. Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от их отношения к влажности?
По отношению к влажности растения можно разделить на три группы.
1) Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
2) Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.
3) Растения, живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения.
8. Какие биотические отношения существуют в природе между растениями и другими живыми организмами?
Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры. Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами.
В свою очередь, растения изменяют состав воздуха (увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород); изменяют состав почвы (поглощают из неё одни вещества и выделяют в неё другие); корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения.
ПОДУМАЙТЕ!
1. Какие приспособления к абиотическим факторам имеются у верблюжьей колючки?
У верблюжьей колючки развитая корневая система. Она уходит вглубь на 15–20 метров, что позволяет добывать влагу, необходимую в условиях пустыни. Листья видоизменены в иголки, которые уменьшают площадь испарения влаги. Они покрыты восковым налётом, который также снижает интенсивность испарения влаги из растения.
2. Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений?
У растений засушливых мест обитания, как и у светолюбивых растений, хорошо развита корневая система и механические ткани. У них небольшие по размеру, но плотные, немного мясистые и с блестящей толстой кожицей листья. Иногда они покрыты мелкими волосками или восковым налетом. Это защищает листья от прямых солнечных лучей и помогает уменьшить интенсивность испарения влаги из листовых пластин.
3. Найдите информацию о том, какие культурные растения, возделываемые в нашей стране, происходят из мест с жарким и влажным тропическим климатом. Какие признаки указывают на приспособленность этих растений к условиям обитания?
В нашей стране выращиваются различные культурные растения, которые изначально происходят из тропических мест с жарким и влажным климатом:
- папайя (большие, рассеченные листья). Растет в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород», в Уфимском лимонариуме;
- гуава (плотные, листья с изящной текстурой). Растет в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»;
- маракуйя (тонкие, трехлопастные листья). Растет в Краснодарском крае;
- манго (крупные, кожистые листья). Растет в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Сочи.
4. Сравните требования двух различных культурных растений к температурному режиму, освещённости, влажности. Как эти знания используются при возделывании этих растений?
Признаки Рожь Картофель
Температура Зимостойка. Выдерживает снижение температуры до -19–-21 °C Замедляет рост при температуре почвы ниже 7–8 °C, сильно угнетается при 25 °C
Освещенность Может процветать при прямом солнечном свете При недостатке света образуется мало клубней, ухудшается их качество, стебель вытягивается, ботва желтеет, ослабевает или прекращается цветение
Влажность Переносит сухие условия. Излишняя влага может способствовать возникновению заболеваний По отношению к влаге умеренно требовательная культура
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Назовите приспособления растений к абиотическим факторам. Заполните таблицу.
Свет
Широкая и плоская листовая пластина для увеличения поглощения света; расположение листьев на стебле так, чтобы они не затеняли друг друга; прозрачная кожица, чтобы свет проникал внутрь листа; листья поворачиваются в направлении источника цвета
Температура
Усиленное испарение воды для защиты от перегрева; надземные побеги отмирают, а в почве остаются подземные органы — корни, корневища, клубни с некоторым запасом воды и питательных веществ; устьица, которые открываются и закрываются
Влажность
Тонкие листовые пластинки с постоянно открытыми устьицами; поверхность листовой пластинки покрыта толстым слоем воскового налёта, который не пропускает и отталкивает воду; лист в сухую погоду способен сворачиваться в трубочку, образуя внутреннюю влажную камеру, куда открываются устьица узкого свёрнутого листа; устьица в листьях в зависимости от обеспеченности влагой могут в любое время открываться или закрываться
2. Сравните строение растений различных экологических групп. Объясните, почему для водных растений и сухопутных растений, произрастающих на переувлажненных почвах, характерно образование воздухоносной ткани. Какие функции выполняет воздухоносная ткань у этих растений?
Образование воздухоносной ткани связано с тем, что корни растений находятся в среде с высоким содержанием воды, что может препятствовать нормальному обмену газов. Воздухоносная ткань помогает растениям регулировать обмен газов (особенно кислорода и углекислого газа), обеспечивая необходимое дыхание и фотосинтез.
3. Если вы попадёте в старые районы средневекового города, то вам сразу бросятся в глаза узкие улочки и практически полное отсутствие зелёных насаждений. При планировке современных городов и населённых пунктов обязательно учитываются условия для комфортного проживания и организации здорового образа жизни, отдыха, занятий спортом. Важное место в решении этих вопросов отводится паркам и скверам, в которых жители могут спокойно отдохнуть в тиши зелёных насаждений, полюбоваться оформлением различных уголков их территории, подышать свежим воздухом, заняться активными видами спорта. Выясните, какие парки и скверы расположены в населённом пункте, где вы живёте. Изучите видовой состав растений на их территории. Определите, к каким экологическим группам они относятся. Отметьте, в каком состоянии находится территория парков и скверов, как она благоустроена для посетителей, какие условия созданы для отдыха жителей. Подготовьте сообщение с презентацией. Выступите с результатами своих исследований перед товарищами и обсудите их. Сделайте выводы и подготовьте предложения по результатам обсуждения.
1 слайд
Парки города Москва
2 слайд
Парк Горького
В составе насаждений парка преобладают сосна обыкновенная (средний возраст 100–200 лет), клен ясенелистный (средний возраст 45–75 лет), встречается тополь (возраст45–60 лет), во втором ярусе — черемуха, яблоня, вяз (возраст 30–40 лет), из кустарников: ирга крупнолистная, кизильник. В более молодой части парка (южной) произрастают в виде куртинных и аллейных посадок береза, яблоня, рябина, сирень.
В парке есть беговой и шахматный клубы, летняя площадка-трансформер, на которой можно поиграть в бадминтон, волейбол или пляжный футбол. В разных частях парка Горького открыты велопрокаты, есть специальные дорожки для велосипедистов и роллеров, площадка для скейтбордистов.
На всей территории есть бесплатный Wi-Fi, розетки для зарядки гаджетов, комната матери и ребенка, медпункт в здании спортивного центра. Все лестницы в парке оборудованы пандусами, что делает удобным передвижением маломобильных граждан, посетителей с колясками, на роликах, самокатах, сегвеях и пр.
3 слайд
Парк «Сокольники»
Растительность Сокольников весьма разнообразна. Здесь растут липа, клён, вяз, берёза, ясень, дуб, ель, сосна, лиственница, рябина, боярышник. Возраст некоторых дубов и лиственниц составляет 100–120 лет. Из кустарника естественного происхождения в парке встречаются бересклет бородавчатый и жимолость обыкновенная. По открытым местам, на Путяевских прудах, вдоль тропиночной сети высажены черемуха амурская, вишня пенсильванская, ясень зеленый, виды ив, кизильник блестящий, спирея дубровколистная, пузыреплодник калинолистный, дерен белый, бересклет европейский, черемуха виргинская, рябинник рябинолистный, барбарис Тунберга и обыкновенный. В травяном покрове преобладают подорожник большой, щавель конский, одуванчик лекарственный, бальзамин, гравилат городской, сныть обыкновенная, крапива двудомная, тысячелистник обыкновенный, лапчатка гусиная, манжетка обыкновенная, чистотел большой, злаки.
В парке расположены концертные эстрады, библиотека — читальня, городки аттракционов, бильярдный зал, веранда танцев, спортивная аллея и даже бассейн, а также многочисленные кафе и рестораны.
4 слайд
Парк «Зарядье»
Парк поделен на четыре ландшафтные зоны. В лесной зоне смешанный, хвойный и прибрежный леса соседствуют с березовой рощей. Три другие зоны — это степь, луг, северный ландшафт.
В северной тундре растут кедровый стланик, карликовая береза, можжевельник; очитки имитируют мхи и лишайники. Луговую растительность представляют ежа сборная, тимофеевка, овсяница, ромашка, колокольчик, белый клевер. В зоне прибрежного леса высажены рогоз, кувшинки, плакучая ива, калина, черемуха. Есть растения, которые занесены в Красную книгу России: ландыш майский, калужница болотная, купальница европейская.
В парке есть зеленые лужайки, где можно сидеть прямо на траве, аттракционы, концертный зал, ресторан, церкви, информационный центр и др.
5 слайд
Сад «Эрмитаж»
Сад «Эрмитаж» — это памятник садово-паркового искусства. На аллеях сада растёт более 50 кустов сирени, в коллекции есть популярные сорта: «красавица Москвы», «маршал василевский», «надежда», «массена» и «мадам лемуан». Около гарден-коттеджа и памятника Данте Алигьери разбита клумба с бордовыми тюльпанами, также на территории можно встретить нарциссы и ирисы. Здесь также растет дерен белый.
На территории сада находятся два театра — «Новая опера» и «Сфера», а также памятники и бюсты. Летом здесь работают фонтаны, а зимой — каток. В парке есть несколько кафе и ресторанов.
6 слайд
Измайловский парк
Северную часть парка занимают берёзовые рощи, а ближе к Шоссе Энтузиастов растут дубово-липовые леса. Вдоль парковых аллей, на западе и близ «Царской пасеки», растут мощные 120–140-летние лиственницы. Из редких и ценных пород в парке встречаются бархат амурский и орех маньчжурский, немногочисленные экземпляры робинии псевдоакации. Местами растут яблони домашние, разные сорта груши, вишни.
В парке произрастают редкие для Москвы травянистые растения: купальница европейская, колокольчик широколистный, ирис жёлтый, три вида орхидных и другие.
В парке имеется пруд, рядом с которым расположены аттракционы, развлекательные павильоны, площадки для отдыха и занятий спортом. Здесь есть лодочная станция с прокатом: можно взять лодку или катамаран. Также здесь есть интерактивная развлекательная площадка «Лес чудес» и каток «Серебряный лед».
Вывод: Москва выделяется количеством зелени. Множество парков очищают воздух города — можно отдохнуть на природе, заняться спортом, прогуляться среди старинных усадеб, посетить исторические площадки и современные экспозиции. Кроме того, в парках имеется большое количество мест для пикника.
4. Укажите отличительные особенности растений города. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Флора города Москва насчитывает около 1700 видов растений. Особенно разнообразна растительность в парках, где представлено много диких и культурных форм. Многолетние травянистые растения составляют около 90 % флоры города. Здесь имеются виды растений, привезенных с других регионов. Например, элодея канадская, недотрога мелкоцветковая, золотарник канадский.
Некоторые виды растений приспособились к условиям города. Они хорошо чувствуют себя на газонах, во дворах, на пустырях. К таким видам относятся мятлик однолетний, горец птичий, подорожник большой, крапива двудомная, одуванчик, клевер ползучий и другие.
Хвойные растения не только украшают парки, но и выполняют санитарно-гигиеническую функцию: обогащают воздух кислородом, сдерживают порывы ветра, поглощают пыль и шум с оживлённых улиц.
5. Приведите примеры прямого и косвенного воздействия живых организмов на растения.
Прямое воздействие живых организмов на растения: опыление пчелами и бабочками растений путем переноса пыльцы между цветами (обеспечивает образование семян и размножение); употребление травоядными животными листьев, стеблей или корней растения.
Косвенное воздействие живых организмов на растения: хищники могут уменьшать популяцию травоядных животных, которые могли бы питаться растениями; бактерии и грибы могут взаимодействовать с растениями, обеспечивая им питательные элементы и помогая приспосабливаться к меняющимся условиям.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Особенности строения растений разных экологических групп
1. Изучите особенности строения комнатных растений (колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус, циперус и др.) (рис. 78). Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налётом); опушены ли листья; где и как расположены устьица; особенности других органов.
У колеуса крупные, овальные или сердцевидные листья зеленого, красного, желтого и фиолетового оттенка. На ощупь листья слегка опушенные. Кожица листьев нежная и плотная. Устьица расположены на нижней стороне листа в виде мелких углублений. Стебли прямые и ветвистые.
У алоэ листья узкие, длинные и мясистые, зеленого цвета. На ощупь без опушения и с зубчатыми краями. Кожица листьев плотная, толстая, с восковым налетом. У растения крепкие и короткие стебли, на которых могут образовываться колючки. Устьица расположены на нижней стороне листьев и выглядят как маленькие белые или прозрачные пятнышки.
У бальзамина листья опушенные, зеленые и местами с бронзовым оттенком. Кожица листьев тонкая. Устьица расположены на нижней части листа и выглядят как белые мелкие пятна или линии. Стебли у бальзамина мягкие и ветвистые.
У кактуса листья преобразованы в колючки зеленого или серебристого цвета. Устьица расположены на стеблях и могут быть видны как мелкие отверстия или пунктиры. Сами стебли толстые, мясистые и покрыты колючками.
2. Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод.
Колеус — мезофит (произрастает в умеренных климатических условиях, предпочитает влажную почву).
Алоэ — ксерофит (светолюбивое растение, адаптировано к засушливым условиям).
Бегония — мезофит (теневыносливое, теплолюбивое растение, растет в умеренном климате и при влажных условиях).
Кактус — ксерофит (приспособлено к сухим и жарким климатическим условиям).
3. Сделайте такое же описание нескольких растений из школьного гербария. Определите, к каким экологическим группам относятся изученные растения.
Заполните таблицу.
№ Название растения Экологическая группа Особенности строения
1 Ромашка Мезофиты Листья линейные или ланцетные, имеют перистую структуру. Цветки с белыми лепестками и желтым центральным диском. Стебли прямые, ветвистые, покрыты мелкими волосками. Корень поверхностный, неглубокий. Устьица расположены на нижней стороне листьев.
2 Одуванчик Мезофиты Одуванчик имеет ветвистый стержневой корень. Листья простые, без черешка, с рассечённой листовой пластиной. В середине каждой листовой пластинки есть желобок, который позволяет собирать и задерживать влагу. Цветки могут быть жёлтого, белого или розового цветов.
3 Каланхоэ Ксерофит Короткий ветвящийся корень, плотный прямой или разветвленный стебель. Ветви гранистые или округлые. Листья сочные, супротивные, простые или рассечённые, плоские, с гладким или зубчатым краем, на котором иногда имеются выводковые почки-детки (органы размножения). Цветки различной окраски, в сложных соцветиях.
4. Изучите видовой состав елового и соснового леса. Отметьте особенности строения растений. Объясните, какие условия влияют на формирование видового состава растений в этих лесах.
В еловых лесах доминируют ели. Это растения со стройными стволами и многочисленными ветвями с иголками. Иголки могут быть острыми и длинными, расположение у них спиральное.
Еловые леса предпочитают влажные и холодные климатические условия. Растут они в северных широтах и на высокогорьях. Важным фактором является почвенная кислотность. Ели предпочитают кислые почвы. Под кроной елей часто встречаются различные виды лишайников, мхов и травянистых растений, например, лесные фиалки.
В сосновых лесах доминируют сосны. У них высокие прямостоячие стволы. Иглы гибкие, длинные, расположены на ветках пучками.
Сосны отличаются большей устойчивостью к сухим условиям, поэтому растут они в более сухих климатических зонах по сравнению с елью. Могут расти на песчаных и карстовых почвах, которые характеризуются низкой плодородностью. Под соснами часто встречаются разные виды мхов, лишайников и кустарников, например, черника или брусника.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением