Параграф 15 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 15. МНОГООБРАЗИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
ВСПОМНИТЕ
1. Какие культурные растения вам известны?
Мне известно много культурных растений, например, картофель, томат, кукуруза, пшеница, фасоль, свекла и др.
2. Какова роль культурных растений в жизни человека?
Человек культурные растения выращивает для употребления в пищу, на корм скоту, для изготовления лекарств, промышленного сырья.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие растения называют культурными?
Культурными растениями называются те растения, которые выращиваются человеком для употребления в пищу, кормления скота, получения лекарств или сырья и т.д.
2. Что такое сорт?
Сорт — искусственно выведенная человеком группа растений одного вида с определёнными свойствами.
3. Объясните, почему нужно ухаживать за культурными растениями? Приведите примеры.
За культурными растениями необходимо ухаживать, чтобы они давали высокие урожаи. Например, выращивая капусту, обязательно следует ее регулярно поливать, подкармливать, рыхлить почву, а также бороться с вредителями, сорняками и болезнями.
Корни кукурузы нуждаются в хорошем доступе воздуха. Почву нужно тщательно обрабатывать перед посевом и рыхлить летом. Кукуруза светолюбива. Её высевают рядами, далеко отстоящими друг от друга. Кукуруза очень теплолюбива. Её убирают до наступления заморозков, так как взрослые растения повреждаются даже при 1 °C.
4. Как вы думаете, какие признаки дикорастущих пшениц интересны учёным, создающим её современные сорта?
Ученым интересна устойчивость к неблагоприятным условиям дикорастущих пшениц. Они устойчивы к засухе, болезням, вредителям.
Используя генетическую информацию дикорастущей пшеницы, можно создать более устойчивые сорта культурной пшеницы.
5. Приведите примеры культурных растений сельскохозяйственных угодий: овощных, плодово-ягодных, полевых. В чём их ценность?
Овощные культурные растения: томат, огурец, лук, капуста, картофель, горох, морковь.
Плодово-ягодные культурные растения: яблоня, груша, слива, вишня, клубника, малина.
Полевые культурные растения: пшеница, овес, кукуруза, подсолнечник, рис, ячмень.
Культурные растения являются источником пищи, корма для скота, сырья для промышленности.
ПОДУМАЙТЕ!
На основании каких признаков можно доказать, что кукуруза — перекрёстно-опыляемое растение? Какое практическое значение это имеет для фермера, выращивающего её различные сорта на поле?
Кукуруза однодомное растение. Мужские и женские цветки находятся на одном растении. Пыльца с мужских цветков переносится ветром на рыльца женских цветков. Пыльца легкая, поэтому быстро переносится и на другие растения, что приводит к перекрестному опылению.
Перекрестное опыление позволяет фермерам создавать гибридные сорта кукурузы с повышенной урожайностью, устойчивостью к болезням и вредителям.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Выясните, какие культурные растения выращивают в вашей местности. Подготовьте список этих растений. Используя дополнительные источники информации и Интернет, найдите их описания.
Я живу в Москве. В Московской области выращивают пшеницу, ячмень, рожь, просо, картофель, подсолнечник, огурцы, томаты, лук, укроп, яблоки, вишню, сливу.
Пшеница является одной из основных зерновых культур, которая выращивается для производства муки и хлебобулочных изделий. Это однолетняя трава с колосовидными соцветиями из семейства Мятликовые.
Ячмень — травянистое растение, которое может достигать до метра в высоту. У него свернутые листья, а зерна находятся в колоске и защищены чешуйками. У растения золотистый цвет. Ячмень используется для производства кормов для животных.
Рожь — это хлебный злак, молотые зёрна которого служат обычно для выпечки чёрного хлеба.
Просо посевное — ценная крупяная культура. Зерно (пшено) идёт для приготовления супов, каши и других кулинарных изделий; является ценным кормом для домашней птицы.
Клубни картофеля являются важным пищевым продуктом, а плоды ядовиты в связи с содержанием в них соланина.
Подсолнечник однолетняя масличная культура, из семян которой получают подсолнечное масло. Стебли и листья идут на корм для сельскохозяйственных животных.
Огурец — это однолетнее травянистое овощное растение семейства тыквенных.
Томат возделывается как овощная культура, выращивается ради съедобных плодов — сочных многогнёздных ягод различной формы и окраски.
Лук репчатый — двулетнее травянистое растение с сочными трубчатыми листьями, покрытыми восковым налётом, белыми цветками в соцветии-зонтике и хорошо сформированной луковицей, форма которой в зависимости от сорта может быть плоской, овальной, конусообразной, сфероидной, а окраска верхних чешуй (рубашки) — от белой до фиолетовой разных оттенков. Наиболее распространённый вид, дающий луковицу-репку и листья-перо.
Зелень укропа обладает сильным пряным освежающим вкусом и запахом. Её используют в свежем, сушёном или солёном виде. Молодые листья добавляют как вкусовую ароматическую приправу к горячим и холодным блюдам. Зелень и плоды используют для отдушки кондитерских изделий, чая, маринадов, солений.
Яблоня — плодовое дерево. Сочный плод яблони употребляется в пищу в свежем и запеченном виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков.
Вишня обыкновенная — древесное растение, разводимое в садах. Плоды — шаровидные костянки красного цвета. Плоды вишни употребляют в свежем, сушёном, замороженном виде. Из них готовят соки, компоты, сиропы, варенье, джем. В кондитерской отрасли плоды вишни используют для получения начинок для тортов и пирогов, цукатов, желе, глазированных плодов.
Слива — плодовое дерево или кустарник. Плод лилового, жёлтого и другого цвета с крупной косточкой. Сливу употребляют в свежем виде, сушат, вялят, а также используют для приготовления джема, варенья, повидла, цукатов, фруктового пюре, пастилы, мармелада.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Осенью выкопайте с корнем кочан капусты. Положите его в подвал и храните при температуре около 0 °C. Корни засыпьте влажным песком. В январе посадите капусту в горшок с огородной землёй. Поставьте поближе к свету, поливайте и следите за её ростом в течение двух месяцев. Результаты наблюдений записывайте.
Через неделю после посадки появились первые зеленые ростки. Ростки быстро растут, достигая в высоту нескольких сантиметров. На листьях появились характерные прожилки.
На второй месяц капуста начала активно расти. Листья стали больше и начинает формироваться кочан. Кочан будет постепенно уплотняться и увеличиваться в размерах.
Вывод: капуста способна к вегетации в комнатных условиях при наличии достаточного света и влаги.
2. Проведите наблюдения за опылением и развитием плодов у плодово-ягодных растений семейства розоцветных (розовых). Ведите в тетради дневник наблюдений. Отмечайте, как погодные условия влияют на опыление цветков, образование завязей и развитие плодов.
1 мая
Яблоня в полном цвету. Погода солнечная, с легким ветром. Наблюдается активный полет пчел, переносящих пыльцу с цветка на цветок.
Оптимальные условия опыления — солнечная погода, без осадков.
7 мая
Большая часть цветков яблони опылилась и образовала завязи. Погода пасмурная. Опылительная активность пчел снизилась.
Пасмурная погода, с осадками — неблагоприятные условия для опыления.
14 мая
Завязи яблони увеличились в размерах и начали формироваться плоды. Погода солнечная, теплая. Опылительная активность пчел остается высокой.
Благоприятные условия для роста и развития плодов.
21 мая
Небольшая часть цветков яблони все еще не опылились. Погода облачная, ветреная.
3. Выясните, какие сорта пшеницы и других злаковых культур выращивают хозяйства вашего района. Какова их урожайность? Найдите информацию о том, чем различается возделывание яровой и озимой пшеницы. Ответ представьте в виде схемы.
Некоторые сорта пшеницы и других злаковых культур, которые выращивают в хозяйствах Московской области:
- Озимая пшеница: «Московская-40». Сорт обладает высокой урожайностью (10–15 т с гектара), устойчивостью к плохим погодным условиям и болезням.
- Озимая рожь: «Московская-15». Позволяет получать в условиях Подмосковья 14–15 т зерна с гектара, при этом обладает высокими хлебопекарными качествами.
- Яровая пшеница: «Радмира».
Также в регионе выращивают озимую и яровую тритикале (гибрид ржи и пшеницы на корм), кукурузу на зерно, озимый и яровой ячмень, овёс, озимую и яровую рожь.
Условия выращивания Озимая пшеница Яровая пшеница
Требовательность к почве Высокая Средняя
Время посева Осень Ранняя весна
Условия развития После появления всходов кустится, зимует под снегом.
Весной быстро растет, питаясь талыми водами Созревает за лето, дает урожай зерна
Урожайность Высокая Средняя
4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщения с презентацией о происхождении и истории выращивания в нашей стране таких широко распространённых культурных растений, как картофель, томаты, кукуруза, тыква и др. Выступите с сообщениями в классе.
1 слайд
История выращивания культурных растений в России
2 слайд
Горох
Горох пришел к нам из заморских стран. Принято считать, что родоначальник всех культурных сортов гороха произрастал в районе Средиземного моря, а также в Индии, Тибете и некоторых других южных странах.
Массово возделывать горох, как полевую культуру, в России стали в начале ХVIII века. После того, как, крупнозернистый сорт гороха был завезен к нам из Франции, он стал быстро очень популярен. Горох прославил даже целую губернию — Ярославскую. Местные огородники придумали свой способ, как сушить гороховые «лопатки», и долгое время поставляли их за границу. Знаменитый «зеленый горошек» умели выращивать и готовить в селах Угодичи и Сулость, что недалеко от Ростова Великого.
3 слайд
Капуста
На территории современной России капуста сначала появилась на Черноморском побережье Кавказа — это был период греко-римской колонизации VII–V веках до н. э. Лишь только в IX веке капусту начали возделывать славянские народы. Постепенно растение распространилось по территории Руси.
В Киевском княжестве первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году, в «Изборнике» Святослава. В этот период её семена стали ввозить для выращивания из европейских государств.
4 слайд
Огурец
Точных сведений, когда огурец впервые появился на Руси, нет. Предполагают, что он был известен у нас ещё до IX века, проникнув к нам, скорее всего, из Юго-Восточной Азии, а там огурец прорастал в тропических и субтропических лесах Индокитая, обвивая деревья, как лианы. По другим источникам огурцы попали только в XV в., а первое упоминание об огурцах в Московском государстве было сделано германским послом Герберштейном в 1528 году в его записках о путешествии в Московию.
В суздальских архивах найдены записи XVIII века ключаря Рождественского собора Анания Федорова: «Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно». Тогда же постепенно формируются и другие «огуречные столицы» — Муром, Клин, Нежин. Начинается выведение местных сортов, некоторые из которых дошли и до нашего времени, претерпев небольшие усовершенствования.
5 слайд
Картофель
История появления картофеля в России берёт своё начало в эпоху Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания. Но прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни. Дело в том, что крестьяне, которых первыми принудили сажать картофель, стали собирать по незнанию не «корешки», а «вершки», т.е. попытались принимать в пищу не клубни картофеля, а его ягоды, которые ядовиты.
Далее за картошку взялась уже Екатерина II. В период её правления Сенат издал в 1765 году специальный указ и выпустил «Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков». Осенью того же года было закуплено и доставлено из Ирландии в Петербург 464 пуда 33 фунта картофеля. Картофель сложили в бочки и тщательно укрыли соломой, а в конце декабря по санному пути отправили в Москву, чтобы разослать отсюда по губерниям. Стояли сильные морозы. Обоз с картофелем прибыл в Москву и был торжественно встречен властями. Но оказалось, что в пути картофель почти полностью перемёрз. К посадке остались пригодны около 135 килограммов. В следующем году сохранившийся картофель посадили на московском аптекарском огороде, а полученный урожай разослали по губерниям. Но затея вновь провалилась — народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт.
В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, а за ним последовал голод. Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях.
6 слайд
Помидор (томат)
Помидор или томат — выходец из тропических районов Южной и Центральной Америки.
По сравнению с другими овощными культурами, томат для России — культура относительно новая. Выращивать помидоры начали в южных районах страны в XVIII веке. В Европе в это время томаты считались несъедобными, но у нас их выращивали и как декоративную, и как пищевую культуру.
Летом 1780 года русским послом в Италии была отправлена в Петербург императрице Екатерине II партия фруктов, в которую входило также большое количество помидоров. И внешний вид, и вкус диковинного плода очень понравились во дворце, и Екатерина приказала регулярно доставлять к её столу помидоры из Италии. Не знала императрица, что помидоры, под названием «любовные яблоки», уже не один десяток лет с успехом выращиваются её подданными на окраинах империи: в Крыму, Астрахани, Тавриде и Грузии.
Таким образом, в XVIII веке томат был больше декоративной «горшочной» культурой, только дальнейшее развитие огородничества сделало томат полностью пищевой: к середине XIX века культура томатов начинает распространяться по огородам России в средних областях, а к концу этого века широко распространяется и в северных районах.
7 слайд
Баклажан
В России баклажан известен с XVII века. Считается, что его привозили из Турции и Персии купцы, а также казаки, которые совершали на эти территории частые набеги. Родиной же баклажана являются Индия и Бирма, в которых до сих пор произрастает дикая форма этого овоща.
Баклажаны, являющиеся теплолюбивым растением, прекрасно прижились на южных территориях России, где получили название «синенькие». Местное население оценило их превосходные вкусовые качества. Баклажан начали культивировать в больших количествах, разнообразив русскую кухню, в т.ч. «заморской» баклажанной икрой.
8 слайд
Сладкий перец
Первичным центром происхождения перца считают Мексику и Гватемалу, где до настоящего времени сосредоточено наибольшее разнообразие его дикорастущих форм. Во всем мире этот перец зовется «сладким» и только в России и на постсоветском пространстве — «болгарским».
В России появление сладкого перца относят к началу XVI века, привезли его из Турции или Ирана. Впервые в русской литературе он упоминается только в 1616 году в рукописи «Благопрохладный цветник или травник». Широкое же распространение перец получил в России только через полтора века, но тогда его величали «турецким».
9 слайд
Лук репчатый
В России репчатый лук стал известен в XII–XIII веках. Предположительно лук попал в Россию с берегов Дуная вместе с торговыми людьми. Вблизи центров торговли возникали первые очаги выращивания лука. Постепенно они стали создаваться и вблизи других городов и сёл с подходящими для выращивания лука климатическими условиями. Такие центры лукосеяния стали называть «гнёздами». Всё местное население в них было занято выращиванием лука. Из семян получали лук-севок, на следующий год лук-выборку и, наконец, лук-матку. Веками совершенствовались местные сорта лука, название которым часто давали по населённым пунктам, где они создавались.
Но не стоит забывать, что на территории России во многих местах произрастает ещё и дикий лук-порей (черемша), который наши предки собирали и заготавливали весной, наверняка, задолго до культурного выращивания репчатого лука.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением