Параграф 18 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 18. СТРУКТУРА РАСТИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
ВСПОМНИТЕ
1. Какие типы растительных сообществ вы знаете?
Мне известны такие типы сообществ, как лес, луг, болото, степь.
2. Какие жизненные формы растений вы знаете?
Мне известны такие формы растений, как деревья, кустарники, кустарнички и травы.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. От чего зависит видовой состав растительного сообщества?
Видовой состав растительного сообщества зависит от климатических и почвенно-грунтовых условий.
2. Что такое ярусность в растительном сообществе? С чем она связана?
Ярусность — вертикальное расчленение фитоценоза на структурно-функциональные элементы, принимающие различное участие в преобразовании и накоплении веществ и энергии.
Ярусность связана с борьбой за доступ к воде, свету и питательным веществам.
3. С чем связаны изменения в растительном сообществе?
Изменения в растительном сообществе связаны с природными и антропогенными факторами (заболачивание, пожары, посадка лесов, вырубка, засуха).
4. Что такое сукцессия?
Сукцессия — это постепенный процесс смены природных сообществ.
ПОДУМАЙТЕ!
1. Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут жить в одном сообществе?
Мне кажется, что различающиеся своими биологическими особенностями растения могут жить в одном сообществе благодаря разделению на ярусы или экологические ниши. Например, разные растения могут иметь разные предпочтения в отношении света, почвы, влаги и других ресурсов. Одни из них светолюбивые, другие — теневыносливые. Также растения могут быть раннецветущими и позднецветущими, что позволяет им использовать доступный свет и пыльцевых переносчиков по максимуму.
2. Приведите примеры растений, влияющих друг на друга в лесном сообществе. В чём проявляется это влияние?
В лесных сообществах растения взаимодействуют между собой, влияя друг на друга, что может проявляться на разных уровнях и в разных формах:
1) конкуренция за свет между деревьями и кустарниками. Деревья создают густую крону, которая блокирует солнечный свет и ограничивает его доступ к светолюбивым растениям в нижних ярусах;
2) некоторые растения могут выделять химические вещества, которые негативно сказываются на растениях-конкурентах. Например, некоторые виды дубов выделяют вещество, замедляющее рост других растений поблизости;
3) симбиоз растений с микроорганизмами, например, с микоризными грибами, которые помогают поглощать воду и питательные вещества из почвы. Такое взаимодействие является взаимовыгодным;
4) конкуренция за питательные вещества в почве. Например, у некоторых растений могут развиваться корни, которые способны достигать глубоких слоев почвы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Проведите фенологические наблюдения.
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Результаты своих наблюдений оформите в виде сообщения с презентацией. Выступите с сообщением перед учащимися класса.
1 слайд
Изменения, происходящие в лесу
2 слайд
Цветут и образуют семена многочисленные травянистые растения и кустарники. Цветут и деревья.
3 слайд
Появляются плодовые тела у грибов. На нижней стороне шляпки позже образуются многочисленные споры.
4 слайд
В жаркие летние дни размножаются насекомые.
В июне появляются детёныши у летучих мышей, ящериц и птиц.
В середине лета начинают линять (менять перьевой покров) тетерева и глухари.
5 слайд
Деревья покрываются густой листвой, создавая тенистые уголки.
6 слайд
Лесные ягоды и грибы поспевают, привлекая множество лесных обитателей.
7 слайд
В августе перелётные птицы начинают собираться в стаи, готовясь к отлёту.
2. Рассмотрите схему пищевой сети сообщества (рис. 92). Подумайте и ответьте на вопрос, нужны ли растения в данной схеме? Предположите, что произойдёт с сообществом, если они отсутствуют.
Пищевая цепь на схеме включает в себя взаимодействие различных организмов, как животных, так и растений. Именно растения играют ключевую роль в данной пищевой цепи сообщества, поэтому их наличие важно для ее существования и устойчивости.
Растения являются первичными продуцентами, которые способны к фотосинтезу и могут производить органические вещества из неорганических. Если бы они были удалены из данной цепи, это привело бы к дисбалансу, в результате которого многие организмы потеряли бы свой источник пищи и местообитание.
3. Рассмотрите схему пищевой сети сообщества (рис. 92). Подумайте, как могут изменяться представленные взаимоотношения в течение года.
В течение года могут происходить различные изменения, которые влияют на взаимоотношения внутри сообщества:
1) сезонное цветение растений, что влияет на доступность пищи для травоядных животных и, как следствие, для хищников;
2) миграция животных в поисках пищи или для размножения, что меняет цепь хищник — добыча в сообществе;
3) сезонные изменения в климате могут влиять на доступность воды и пищи, например, засуха делает пищу для травоядных животных менее доступной;
4) сезонное размножение животных, что изменяет динамику пищевой цепи, например, новорожденные особи становятся легкой добычей для хищников;
5) смена питательных маршрутов и поведения в зависимости от сезонных условий, например, спячка зимой.
4. Вы знаете, что устойчивость природных сообществ зависит от разнообразия обитающих в них видов. Докажите это утверждение на примере сообщества озера или болота. Составьте пищевую цепь сообщества и используйте её при аргументации.
Пищевая цепь болота: водоросль — головастик — рыба — цапля.
Первым звеном является растение, которое может преобразовывать солнечную энергию в органические вещества путем фотосинтеза и обеспечивать первичную продукцию. Второе звено — водные обитатели, которые питаются растениями. Третье звено — хищник второго уровня, который может сам стать добычей. И четвертое звено — исключительный хищник.
Если в болотном сообществе уменьшится разнообразие видов растений, например, из-за изменений климата, то это снизит доступность пищи для травоядных, и следовательно, для всех остальных представителей данной пищевой цепи. Доминирование одного вида растений может создать дисбаланс в пищевой цепи и приведет к ухудшению устойчивости сообщества.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением