Параграф 21 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)

Изображение § 21. РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКАВСПОМНИТЕ1. Какую роль играют бактерии в природе?Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 21. РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ВСПОМНИТЕ
1. Какую роль играют бактерии в природе?
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и т.п.
2. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?
У человека бактерии вызывают туберкулез, коклюш, менингит, чуму, тиф, столбняк, холеру, дифтерию, фурункулез, стрептококковую ангину. У животных — бруцеллез, сибирскую язву. У растений подобная инфекция вызывает гнили, ожоги, пятнистости, увядание.
3. Какие примеры круговорота веществ в природе вы знаете?
Например, круговорот воды. Вода испаряется с поверхности водоёмов, конденсируется в атмосфере и выпадает в виде осадков (дождь, снег, град, туман). Осадки впитываются в почву, часть влаги из почвы поступает в грунтовые воды, которые впадают в реки и озёра, а они, в свою очередь, — в моря и океаны.
Круговорот питательных веществ. Животные поедают траву, затем отдают земле отходы, которые являются удобрением и за счёт них растёт новая трава.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какую роль бактерии играют в природе?
Бактерии разрушают мёртвые остатки растений и животных до неорганических веществ, которые хорошо усваиваются корнями растений. При участии бактерий осуществляется круговорот многих элементов: углерода, азота, фосфора, железа. Благодаря круговороту одни и те же элементы многократно используются организмами в течение миллионов лет.
2. Как человек использует бактерии в своей деятельности?
Бактерии широко используются для получения ряда пищевых продуктов. Например, уксуснокислые бактерии применяют для получения столового уксуса, молочнокислые бактерии — для получения сметаны, квашения капусты, засолки огурцов.
Бактерии используют в текстильной промышленности при вымачивании льна, для обработки кожи. Они применяются при производстве антибиотиков, витаминов и других важных для человека веществ.
3. Как предохранить продукты питания от гниения?
Чтобы полностью избавиться от бактерий в пищевых продуктах, предназначенных для длительного хранения, осуществляют их стерилизацию.
Для продления срока хранения некоторых продуктов, например молока, их нагревают до 60–70 °C.
4. Почему мясо, рыбу, колбасу надо хранить в холодильнике?
Мясо, рыбу и колбасу нужно хранить в холодильнике, т.к. эти продукты происходят от животных, которые могут переносить бактерии. Холод замедляет размножение бактерий, что препятствует порче продуктов.
5. Какие болезни человека, животных и растений связаны с бактериями?
Болезни человека, связанные с бактериями: чума, туберкулез, ботулизм.
Бактериальные болезни растений могут поражать корни, стебли, листья и плоды. Некоторые из наиболее распространённых бактериальных заболеваний растений: бактериальная фитофтороз, корончатая гниль и бактериальный язвенный синдром.
Бактериальные болезни животных могут поражать эпидермальную, дыхательную, пищеварительную и репродуктивную системы. К бактериальным заболеваниям животных относятся бруцеллёз, сибирская язва, сальмонеллёз и туберкулёз.
6. Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?
Распространению болезнетворных бактерий способствуют антисанитарные условия, наличие воды, наличие питательной среды (например, большое количество органических и минеральных веществ, резкие температурные колебания).
7. Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?
Для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, применяют предохранительные прививки, стерилизацию и пастеризацию продуктов.

ПОДУМАЙТЕ!
Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле в её современных формах была бы невозможна?
Бактерии играют фундаментальную и неотъемлемую роль в поддержании жизни на Земле. Они способны разлагать органические вещества (мертвые растения, останки животных) и превращать их в минеральные элементы — азот, углерод, фосфор, которые нужны растениям для роста.
Многие бактерии полезны, а от их симбиоза получают пользу растительные и животные организмы. Например, бактерии в кишечнике животных помогают им переваривать пищу и лучше усваивать питательные вещества.
Также бактерии важны в разных экосистемах, включая морские, пресноводные и почвенные, так как они принимают участие в их питательных циклах и обеспечивают пищу для других организмов. Исчезновение бактерий привело бы к нарушению этих циклов, повлияло на биоразнообразие и спровоцировало дисбаланс в экосистемах.

ИССЛЕДУЙТЕ
ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ БАКТЕРИЙ (НА ГОТОВЫХ ПРЕПАРАТАХ)
Ход работы
1. Рассмотрите препараты под микроскопом.
2. Найдите на препаратах клетки бактерий. Отметьте их форму.
Бактерии бацилловой формы выглядят как узкие и длинные палочки. У спириллы спиралевидная форма, которая напоминает виноградную лозу. Кокки имеют округлую или сферическую форму. Вибрионы имеют форму коротких, изогнутых в виде запятой палочек.
3. Зарисуйте клетки бактерий.
4. Сравните форму и особенности строения клеток разных бактерий.
Бациллы имеют форму палочек или батончиков. Они узкие, длинные и обычно в форме цилиндра. У многих бацилл есть клеточная стенка, которая может иметь внешнюю мембрану (грамотрицательные) или не иметь ее (грамположительные). Некоторые виды способны к движению.
У спирилл спиралевидная форма. У них также присутствует клеточная стенка, но она менее жесткая по сравнению с бациллами и спирохетами. Мобильность спирилл обеспечивается вращательному движению спирали.
Большинство кокков имеют шаровидную или овальную форму, клетки некоторых видов могут быть эллипсоидными, бобовидными или ланцетовидными. Клеточная стенка кокков состоит из толстых слоев пептидогликана. Жгутики для подвижности и ворсинки для прикрепления или других функций.
Вибрионы имеют форму прямых или изогнутых палочек. Подвижность обеспечивается одним или несколькими жгутиками. Снаружи покрыты оболочкой, образованной выростом наружного слоя клеточной стенки.
5. Сделайте вывод.
Разные виды бактерий могут быть похожими, а могут иметь различия, как в структуре, так и в составе клеточной стенки. Все эти различия несут важные биологические и экологические значения для каждого вида.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Бактерия Clostridium botulinum, обычно живущая в почве, может стать причиной ботулизма. Её споры устойчивы к нагреванию. Поэтому, если при производстве мясных или овощных консервов нарушается технология их приготовления, споры остаются живыми. Для жизнедеятельности этих бактерий кислород не нужен. Споры прорастают в герметически закрытой посуде, и бактерии быстро размножаются. Они выделяют ботулинотоксин — один из сильнейших ядов. Меньше 1/10000 мг этого вещества может убить человека.
Какой вывод следует сделать из этой информации? Обсудите этот вопрос с одноклассниками.
Из содержания текста можно сделать следующие выводы:
1) при приготовлении и консервации пищевых продуктов важно соблюдать правила безопасности. Нарушение технологий ведет к выживанию спор и выделению ботулинотоксина;
2) производители и потребители должны соблюдать высокие стандарты качества продуктов, контролировать их хранение и сроки годности;
3) важно быть внимательным при употреблении консервов; не употреблять в пищу продукты в поврежденной или подозрительной упаковке.
2. Рассмотрите рисунок 104, иллюстрирующий роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. На основе рисунка, материалов параграфа и дополнительных источников информации составьте свой рассказ о роли бактерий в природе и жизни человека. План рассказа запишите в рабочую тетрадь.

План рассказа
1) Значение бактерий в природе
2) Болезнетворные бактерии
3) Использование бактерий человеком
Значение бактерий в природе неоспоримо. Бактерии играют важную роль в круговороте веществ в природе, который является основополагающим условием существования жизни на Земле. Органические соединения погибших организмов под воздействием бактерий распадаются на неорганические вещества, которые могут снова использоваться растениями.
Почвообразовательные процессы обеспечивают почвенные микроорганизмы. Остатки растений и животных распадаются и преобразуются на гумус и перегной благодаря бактериям.
В водной среде представителей данного царства используют для очищения водоёмов, а также сточных вод. Благодаря своей жизнедеятельности бактерии из опасных органических веществ делают безопасные неорганические.
Однако есть бактерии, которые приносят вред другим живым организмам. Болезнетворные микроорганизмы могут вызывать заболевания у растений, животных и человека. Например: сальмонелла вызывает брюшной тиф; шигелла — дизентерию; клостридиум — столбняк и гангрену; туберкулёзная палочка — туберкулёз; стафилококки и стрептококки — нагноение и т.д.

Пути передачи могут быть разнообразны: при чихании, разговоре, кашле от больного человека; при физическом контакте; при помощи переносчиков (насекомых, грызунов).
Многие болезни заканчиваются летальным исходом, так как из-за своей способности приспосабливаться к лекарствам, бактерии не так просто уничтожить. Современная наука активно борется с болезнетворными микроорганизмами, выпуская новые лекарственные препараты.
Человечество научилось использовать бактерии себе во благо, например, при производстве лекарственных средств. Существуют специальные виды бактерий, которые способны вырабатывать сильнейшие антибиотики, такие как тетрациклин и стрептомицин. При их воздействии погибают многие болезнетворные микроорганизмы. Бактерии используются при получении кисломолочной продукции (йогурты, закваски, кефиры, ряженки), изготовлении различных сортов сыров, производстве силоса, закваске овощей.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Под руководством учителя сделайте тонкие срезы корней бобовых растений (клевер, горох, люпин и др.) в разные периоды их жизни. Рассмотрите их под микроскопом с большим увеличением. Зарисуйте увиденное в тетради. Сделайте выводы.
Рассматривая под микроскопом тонкие срезы корней бобовых растений (клевер, горох, люпин), мы можем наблюдать их структурные особенности в разные периоды жизни. На основании этого можно сделать выводы:
1) на начальных стадиях развития корней эпидермис тонкий и однослойный. С течением времени он может утолщаться;
2) на молодых корнях происходит активное образование корневых волосков, которые служат для увеличения площади для поглощения воды и питательных веществ из почвы;
3) в структуре центральной части корня можно определить ксилему и флоэму — сосудистые ткани, отвечающие за транспорт воды и питательных веществ;
4) у некоторых растений могут быть боковые капы, которые защищают кончик корня;
5) у молодых корней есть меристематические ткани, обеспечивающие их рост и развитие.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением