Параграф 23 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 23. ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
ВСПОМНИТЕ
1. Какие съедобные грибы вы знаете?
Мне известны такие съедобные грибы, как лисички, опята, подосиновики, белый гриб.
2. Какие ядовитые грибы вам известны?
Мне известны такие ядовитые грибы, как мухомор, ложные опята, поганка.
3. Что такое симбиоз?
Симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие грибы называют шляпочными?
Шляпочными называют грибы, плодовое тело которых состоит из ножки и шляпки.
2. Что такое грибница гриба?
Грибница, или мицелий, — это часть гриба, на которой развиваются плодовые тела.
3. Что такое плодовое тело гриба?
Плодовым телом гриба называют ножку и шляпку.
4. Почему некоторые грибы чаще растут вблизи определённых видов деревьев?
Некоторые грибы чаще растут вблизи определённых видов деревьев, потому что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, т.е. симбиоз.
5. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?
Съедобные грибы: белый гриб, рыжики, волнушки, сморчки, сыроежки, подосиновик, подберезовик, маслята, шампиньоны, опята.
Ядовитые грибы: бледная поганка, мухомор, ложные лисички, ложные опята, сатанинский гриб.
6. В чём принципиальное отличие спор грибов от спор бактерий?
У грибов споры служат им для расселения и размножения. Они представляют собой продукт полового спороношения. У бактерий споры служат для того, чтобы переждать неблагоприятные условия.
ПОДУМАЙТЕ!
Как выращивают грибы в искусственных условиях? Представьте, что вы изучаете процесс выращивания шампиньонов на производстве. Что вы можете узнать о процессе из своих наблюдений, а что из экспериментов?
Грибы выращивают в помещениях на компостах из конского навоза или сена с внесением минеральных удобрений. Для этого обеспечивается особый полив, поддерживаются оптимальные для их роста температура и освещение.
Изучая процесс выращивания шампиньонов на производстве, из своих наблюдений я могу узнать о выборе подходящего субстрата (солома, опилки, навоз), который будет использоваться. Также можно понаблюдать за процессом получения семян мицелия, за пересаживанием их на подготовленный субстрат с использованием специальных инструментов и методов (засыпка, прокол).
Из экспериментов я могу узнать о том, какие нужно соблюдать условия (температура, влажность, освещение) для роста и развития грибов. Эксперименты с разными типами субстратов и их составами помогут определить, какие наиболее подходят для выращивания конкретного вида грибов. Также можно поэкспериментировать с ускорением роста грибов, чтобы ускорить производительность.
ИССЛЕДУЙТЕ
СТРОЕНИЕ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ
Ход работы
1. Рассмотрите муляж, рисунок строения плодового тела шляпочного гриба в учебнике. На какие части разделяют плодовые тела шляпочных грибов?
Плодовое тело шляпочного гриба разделяют на ножку (пенёк) и шляпку.
2. Рассмотрите готовый препарат мицелия шляпочных грибов под микроскопом и отметьте особенности строения нитей грибницы.
Нити грибницы очень тонкие, состоят из многоядерных и одноядерных клеток, но они не имеют внешне выраженного клеточного строения, хотя могут разделяться перегородками на отдельные отсеки. В перегородках имеются небольшие отверстия — поры.
3. Рассмотрите с помощью лупы строение нижней части шляпки различных грибов. Чем они отличаются? Определите, какие из рассмотренных вами грибов относятся к трубчатым, а какие — к пластинчатым. Выясните, что образуется в пластинках и трубочках шляпки грибов.
На нижней поверхности шляпки имеется толстый слой, состоящий из узких трубочек или из тонких пластинок. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры. К трубчатым относится белый гриб, подосиновик, к пластинчатым — шампиньон, опята.
4. Рассмотрите с помощью лупы тонкий продольный срез ножки плодового тела гриба. Из чего образовано плодовое тело шляпочных грибов?
Плодовое тело образовано гифами, которые являются переплетенными нитями мицелия. Эти нити плотно прилегают друг к другу и не имеют разветвлений.
5. Зарисуйте строение плодового тела шляпочного гриба и подпишите названия его частей.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Прочитав текст параграфа, материал рубрики «Это интересно» и изучив информацию из дополнительных источников, ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Какие грибы относят к условно-съедобным? Какие условно-съедобные грибы растут в вашей местности?
Некоторые грибы содержат токсины, которые могут быть опасными для человека, если употреблять их в сыром виде или неправильно приготавливать. Однако, некоторые из этих грибов становятся безопасными для потребления после тщательной обработки, такой как кипячение или длительное обжаривание. Эта обработка разрушает или снижает уровень токсинов в грибах до безопасных уровней.
Я живу в Москве. В Московской области растут такие условно съедобные грибы: дубовики, козляки, весёлки обыкновенные, каштановые грибы и перечные грибы.
2. Обсудите в группе, а затем в классе вопрос о возможности и целесообразности использования этих грибов в пищу.
Даже после специальной обработки, некоторые ядовитые вещества могут остаться в грибах и вызвать отравление.
Без достаточного опыта и знаний о том, как правильно собирать и готовить грибы, рекомендуется не употреблять условно-съедобные грибы в пищу. Лучше обратиться к опытному грибнику или специалисту, который сможет правильно определить вид гриба и нести ответственность за его безопасность.
Отравление грибами может быть опасным и даже жизнеугрожающим. Симптомы отравления грибами могут варьироваться, включая тошноту, рвоту, боли в животе, головную боль, голодание, слабость и другие негативные состояния. В некоторых случаях, отравление грибами может вызвать серьезные повреждения печени, почек и других органов.
Поэтому, если нет уверенности в безопасности грибов, лучше их не употреблять.
3. Подумайте, какие методы могут быть применены для изучения условий роста и развития грибницы. Какие методы можно использовать, чтобы выяснить, чем отличаются условия роста для разных видов съедобных грибов (например, для шампиньонов и белых грибов)? Оформите свои предложения в тетради.
Одним из методов, который может быть использован для изучения условий роста и развития грибницы, является наблюдение. При этом наблюдаются изменения в грибнице при различных условиях температуры и влажности. В дополнение к наблюдению, можно применить метод измерения. Это позволит определить оптимальные условия роста для каждого вида грибов. Также для более точных результатов можно использовать метод эксперимента. Например, можно создать контролируемые условия в теплице, где можно варьировать температуру и влажность и изучать их влияние на рост и развитие грибницы. Для проведения сравнительного анализа условий роста различных видов съедобных грибов, можно использовать метод сравнения. При этом изучаются различия в условиях роста, такие как оптимальные температуры, влажность субстрата и химический состав субстрата. Проведение исследований с использованием этих методов позволит получить более полное представление о требованиях каждого вида грибов к условиям роста и поможет определить оптимальные условия для их культивации.
4. Прочитайте фрагмент о пищевой ценности грибов и представьте его в виде краткой схемы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Положите шляпку гриба пластинками или трубочками вниз на тёмный лист бумаги и постучите по нему. Осторожно поднимите гриб. Рассмотрите высыпавшиеся из шляпки споры сначала при помощи лупы, а затем под микроскопом. Что представляет собой спора гриба? Какое значение имеет образование большого числа спор в жизни гриба? Как распространяются споры?
Споры гриба представляют собой микроскопические репродуктивные структуры, которые служат для размножения. Каждая спора гриба имеет сферическую или овальную форму. Она может быть одноклеточной или многоклеточной. Цвет разнообразен и зависит от вида гриба.
Образование спор является ключевой частью жизненного цикла гриба. Они служат аналогом семян и могут образовываться в огромном количестве. Это увеличивает вероятность, что хотя бы некоторые из них найдут подходящие условия для роста и развития.
Распространяются споры грибов путем их выбрасывания из шляпки под воздействием внешних факторов, например, ветра, дождя, капель воды или физического воздействия (животные, человек). При благоприятных условиях споры прорастают, и образуется мицелий, который является началом нового гриба.
2. Дома вырастите белую плесень. Для этого смоченный в воде кусочек белого хлеба поместите в небольшую баночку, закройте её листом бумаги и поставьте в тёплое тёмное место. Через несколько дней на хлебе появится плесень. Принесите плесень в школу и на занятиях рассмотрите плесневые грибы сначала невооружённым глазом, а затем под микроскопом при увеличении в 60 раз. Составьте список вопросов для изучения своего объекта и проведите исследование. Подготовьте отчёт по результатам своих наблюдений и обсудите его с одноклассниками.
Вопросы для изучения плесневых грибов:
1) Какие виды плесневых грибов образовались на кусочке белого хлеба?
2) Какие структурные особенности плесневелых грибов видны под микроскопом (например, споры, спорангии или гифы)?
3) Какие условия способствуют росту и развитию плесени на белом хлебе?
4) Какие сходства и различия можно выявить между плесневыми грибами и другими видами грибов, такими, как шляпочные?
На кусочке белого хлеба могут образоваться следующие виды плесневых грибов: мукор, пеницилл, аспергилл, черная плесень.
Плесневые грибы представляют собой грибницу без плодовых тел.
Заплесневение хлеба возникает при его длительном хранении. Оно происходит в результате попадания спор плесени из окружающей среды на выпеченный хлеб. Оптимальные условия для развития плесени — температура 25–35 °C и относительная влажность воздуха 70–80 %. Плесневые грибы сначала поражают корку хлеба, а затем и мякиш. Ферменты плесени разлагают мякиш хлеба, портят его вкус и запах.
Как и у шляпочных грибов, у плесневых есть грибница, и они размножаются спорами. Плесневые грибы не образуют плодовое тело.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением