Параграф 10 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)

Изображение § 10. Внешняя политика в 1953—1964 гг.Как изменилась внешняя политика СССР в 1950-х — первой половине 1960-х гг.?В. Молотов, считая, что перерыв в холодной войне...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 10. Внешняя политика в 1953—1964 гг.
Как изменилась внешняя политика СССР в 1950-х — первой половине 1960-х гг.?
В. Молотов, считая, что перерыв в холодной войне необходим, тем не менее не верил в возможность отказа США от конфронтации с СССР.
Иначе оценивал ситуацию Г. Маленков, а позже и Н. Хрущёв. Они считали, что положение в мире изменилось в пользу СССР. Исходя из этого, Маленков выступал за мирное сосуществование государств с различным социальным строем.
В марте 1954 г. Маленков первым заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Он полагал, что мирное будущее советского народа может быть обеспечено за счёт развития отношений со странами Запада. Важнейшей задачей советской дипломатии стало недопущение вооружённого конфликта в Европе и сохранение границ, установленных после Второй мировой войны.
Какие подходы к внешней политике существовали в партийном руководстве после смерти И. Сталина?
В. Молотов, считая, что перерыв в холодной войне необходим, тем не менее не верил в возможность отказа США от конфронтации с СССР.
Иначе оценивал ситуацию Г. Маленков, а позже и Н. Хрущёв. Они считали, что положение в мире изменилось в пользу СССР. Исходя из этого, Маленков выступал за мирное сосуществование государств с различным социальным строем.
Против чего выступает автор плаката?
Автор плаката «Нет!» (1958 г.) выступает против ядерной войны и ядерного оружия. Он призывает к борьбе за мир и разоружение, подчеркивая реальную угрозу гибели человечества из-за применения ядерного оружия. Плакат отражает стремление советского общества и правительства к миру и безопасности в условиях холодной войны, когда опасения относительно ядерного конфликта были особенно актуальны.
Проанализируйте маршрут полёта американского самолёта-разведчика. Как вы думаете, какую цель преследовал его полёт?
Маршрут полёта американского самолёта-разведчика U-2, который был сбит 1 мая 1960 года, предполагал выполнение разведывательной миссии над советской территорией. Основной целью этого полёта, вероятнее всего, было сбор информации о стратегических объектах, военных установках и других важных аспектах советской оборонной системы, включая размещение ракет и военной техники.
Почему строительство Берлинской стены стало символом холодной войны?
Берлинская стена разделила город на Восточный (социалистический) и Западный (капиталистический) Берлин, физически олицетворяя идеологическую и политическую пропасть между двумя мирами. Это разделение стало символом более широкой конфронтации между Восточным блоком, возглавляемым Советским Союзом, и Западом, возглавляемым Соединенными Штатами.
Почему было так важно разрешить Карибский кризис мирным путём?
Карибский кризис стал одной из самых опасных точек конфронтации во время холодной войны, когда мир оказался на грани ядерной войны. Успешное разрешение кризиса мирным путём помогло избежать катастрофических последствий, которые могли бы привести к массовым разрушениям и человеческим жертвам.
1. Какие решения, касающиеся внешней политики, были приняты на XX съезде КПСС?
XX съезд КПСС официально закрепил отказ руководства СССР считать конфронтацию с Западом (холодную войну) фактором, угрожающим существованию нашей страны. В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, в Азии, а также разоружение. Концепция «мирного сосуществования и соревнования двух систем» и предотвращения войны стала центральной частью советской внешней политики.
2. Как в середине 1950-х гг. изменилась военная доктрина СССР?
В 1956 г. изменилась военная доктрина СССР. На смену возможности массового применения войск пришла концепция ракетно-ядерного противостояния
3. Почему Н. Хрущёв в отношении со странами Запада сочетал компромиссы с «силовыми приёмами»?
Хрущёв понимал, что для достижения своих целей, таких как разоружение, улучшение экономических отношений и расширение влияния СССР, необходимо идти на компромиссы. Однако, для создания давления на Запад, он также прибегал к угрозам и демонстрации военной мощи.
4. Каковы были причины Карибского кризиса? К каким последствиям могло привести его силовое разрешение?
СССР был со всех сторон окружён американскими военными базами с ядерным оружием. Размещённые в Турции ракеты могли долететь до Москвы всего за 10—15 минут. Хрущёв решил уравнять силы и поставить Америку в такое же положение. Такая возможность появилась, когда за помощью в защите своей независимости к СССР обратилась Куба. В 1962 г. советское руководство решило разместить на острове советские ядерные ракеты средней дальности. В ответ военно-морской флот США установил блокаду Кубы, авиация готовилась нанести воздушный удар. Мир оказался на пороге ядерной войны.
Могла ли критика культа личности Сталина в СССР стать поводом для начала событий в Венгрии в 1956 г.?
Да, критика культа личности Сталина в СССР могла стать одним из поводов для начала событий в Венгрии в 1956 году.
Начало процесса десталинизации после XX съезда КПСС в 1956 году, когда Никита Хрущёв выступил с критикой Сталина, создало волну обсуждений о сталинизме и его последствиях. Это вдохновило людей в странах Восточного блока, в том числе в Венгрии, на осознание необходимости изменений.
1. Какое внутриполитическое событие середины 1950-х — первой половины 1960-х гг. больше других повлияло на отношения СССР со странами социалистического лагеря? Почему?
В мае 1955 г. в Варшаве по инициативе СССР был заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и его союзниками в Европе: ГДР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Албанией. Он предусматривал создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины — на принципах независимости и полного равенства. Этот военно-политический союз получил название Организации Варшавского договора (ОВД). Его возникновение стало ответом на агрессивные действия созданного в 1949 г. блока НАТО.
2. Докажите, что отношения СССР со странами социалистического лагеря носили двойственный характер.
В июне 1956 г. начались демонстрации и забастовки в Польше. Тогда же начались демонстрации в Венгрии. Протестующие критиковали руководство Венгрии и его просоветскую ориентацию, требуя выхода Венгрии из ОВД. С полным основанием полагая, что катализатором венгерского кризиса стали действия западных спецслужб и поддерживаемой ими внутренней оппозиции, СССР ввёл в Венгрию войска и помог венгерским властям подавить выступление.
До середины 1950-х гг. отношения СССР с Китаем строились на принципах дружбы и взаимопомощи и казались нерушимыми. Развенчание культа личности Сталина было болезненно встречено в Пекине, а также в Албании и КНДР. После мирного урегулирования Карибского кризиса раскол в мировом социалистическом лагере оформился окончательно. С 1957 г. началось стремительное ухудшение отношений между СССР и КНР, которое вылилось в 1963 г. в открытые взаимные обвинения. Глава КНР Мао Цзэдун критиковал «советский ревизионизм», считая, что СССР отходит от принципов коммунистического движения. В ответ Хрущёв обвинял китайских коммунистов в «левачестве», экстремизме и авантюризме.
Привлекая знания из курса всеобщей истории, объясните смысл данного плаката. В каком году он мог быть создан? Свой ответ аргументируйте.
Плакат «Доброе утро, Африка!» символизирует освобождение стран Африки от колониального владычества, что стало особенно актуальным в 1960 году, когда 17 африканских государств получили независимость. Этот год иногда называют «Годом Африки», поскольку он ознаменовал начало массового процесса деколонизации на континенте.
1. По каким причинам СССР был заинтересован в разрушении колониальной системы? Разделите эти причины на идеологические и внешнеполитические.
Кризис и крушение после Второй мировой войны западных колониальных империй позволили СССР значительно усилить свои позиции в странах, освободившихся от колониальной зависимости.
2. Дайте определение понятия «страны третьего мира».
Страны третьего мира – это страны, освободившиеся от колониальной зависимости, не присоединились ни к западному миру, ни к мировой социалистической системе.
1. Как изменился внешнеполитический курс СССР после смерти И. Сталина? Выделите основные направления внешней политики СССР в 1953—1964 гг.
- Поддержка национально-освободительных движений в Африке, Азии и Латинской Америке
- Продолжение холодной войны
- Хрущев в своей внешней политике стремился к снижению напряженности с Западом через доктрину мирного сосуществования
- СССР продолжал поддерживать и укреплять режимы социалистической направленности в Восточной Европе
2. С опорой на карту охарактеризуйте основные приоритеты внешней политики СССР в 1953—1964 гг.
- Укрепление влияния в Восточной Европе (Польша, Венгрия, Чехословакия) и противодействие Западному блоку
- Поддержка независимых государств, таких как Гана, Алжир, Конго, и других, в стремлении к социалистическому развитию
- Укрепление связей с Китаем, поддержка коммунистического движения во Вьетнаме
3. Перечислите крупнейшие международные военно-политические кризисы 1950-х — середины 1960-х гг. Покажите на карте, в каких регионах мира они происходили. Предположите, почему они возникли именно там.
Корейская война (1950—1953): Корея, Северная и Южная Кореи. Возникла из-за идеологических противоречий между коммунизмом и капитализмом.
Венгерское восстание (1956): Венгрия. Обострение противоречий между народом и социалистическим режимом, поддерживаемым СССР.
Карибский кризис (1962): Куба, США и СССР. Обострение отношений из-за размещения советских ядерных ракет на Кубе.
Какой из этих международных кризисов был разрешён посредством личного взаимодействия исторических деятелей, изображённых на фотографии в начале параграфа (см. с. 122)?
Кризис, разрешенный посредством личного взаимодействия, — это Карибский кризис, где ключевую роль сыграли переговоры между Никитой Хрущевым и Джоном Кеннеди.
4. Как личные качества Н. Хрущёва влияли на внешнюю политику СССР 1953 — 1964 гг.?
Личные качества Н. Хрущева, такие как его эксцентричность, открытость и склонность к компромиссам, оказали значительное влияние на внешнюю политику. Он активно искал пути для мирного сосуществования, стремился к улучшению отношений с Западом, что проявилось в его участии в различных саммитах.
Должны ли личные качества политика влиять на внешнюю политику государства? Выскажите своё мнение.
Личные качества политика могут оказывать влияние на внешнюю политику, поскольку они формируют стиль принятия решений и подход к дипломатии. Однако важно, чтобы политика основывалась на объективных интересах страны, а не на личных амбициях или эмоциях.
5. Назовите африканские государства, ставшие независимыми в 1960 г. Покажите их на карте. Колониями каких стран они были ранее?
- Нигерия (от Великобритании)
- Камерун (от Франции и Великобритании)
- Мали (от Франции)
- Демократическая Республика Конго (от Бельгии)
- Сенегал (от Франции)
- Кот-д'Ивуар (от Франции)
- Гвинея (от Франции)
Какие из этих государств избрали социалистический путь развития?
Из этих государств, некоторые, такие как Гана, избрали социалистический путь развития, а другие придерживались более нейтральной или капиталистической ориентации.
6*. Докажите, что вторая половина 1950-х — середина 1960-х гг. стали временем распада мировой колониальной системы. Приведите не менее трёх аргументов в защиту данной точки зрения.
В 1960 году 17 африканских стран получили независимость, что стало значительным шагом к распаду колониальной системы. Это также подтверждается независимостью стран Азии и Латинской Америки.
Советский Союз активно поддерживал движения за независимость, предоставляя помощь и поддержку различным революционным движениям по всему миру.
Рост влияния международных организаций, таких как ООН, которые стали платформой для обсуждения вопросов колонизации и независимости, способствовал распаду колониальных империй.
Охарактеризуйте роль СССР в этом процессе.
СССР сыграл важную роль в поддержке и вдохновении антиколониальных движений, предлагая модели социалистического развития и оказывая политическую и экономическую помощь новым независимым государствам.
7*. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Внешнеполитический курс советского руководства в 1953—1964 гг. был основан на принципах мирного сосуществования с капиталистическими странами.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение принципов мирного сосуществования:
- Разрешение Карибского кризиса мирным путём стало ярким подтверждением политики мирного сосуществования. Несмотря на угрозу ядерной войны, Никита Хрущёв и Джон Кеннеди смогли достичь компромисса
- Хрущёв предпринял ряд визитов в западные страны, включая поездку в США в 1959 году, где он встретился с президентом Дуайтом Эйзенхауэром
Аргументы для опровержения принципов мирного сосуществования:
- СССР активно поддерживал коммунистические и социалистические движения по всему миру, что часто приводило к дестабилизации обстановки в странах, где они происходили
- Подавление Венгерского восстания в 1956 году демонстрировало готовность СССР применять силу для поддержания контроля над странами социалистического блока
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Карибский кризис – 1962 г
2) приход к власти на Кубе Ф. Кастро – 1959 г
3) политический кризис в Венгрии – 1956 г
4) создание Организации Варшавского договора – 1955 г
5) Год Африки – 1960 г
Ответ: 4, 3, 2, 5, 1
Прочитайте отрывок из воспоминаний Н. Хрущёва. Выполните задания и ответьте на вопросы.
1. Назовите историческое событие, о котором идёт речь в отрывке.
Историческое событие, о котором идёт речь в отрывке, — Карибский кризис.
2. В каком году оно произошло?
Это событие произошло в 1962 году.
3. Назовите имя президента США, который принимал участие в данном историческом событии.
Президентом США, принимавшим участие в данном историческом событии, был Джон Ф. Кеннеди.
4. Подтвердите цитатами из текста, что руководство СССР не желало перерастания данного исторического события в войну.
- «Мы не хотели войны, не хотели сами иметь жертвы и не хотели наносить потери Америке».
- «Не требуется большого ума, чтобы начать войну».
- «Чтобы как-то смягчить обстановку, я предложил членам советского руководства: „Сходим, товарищи, в Большой театр... это станет действовать успокаивающе“».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
В. Молотов, считая, что перерыв в холодной войне необходим, тем не менее не верил в возможность отказа США от конфронтации с СССР.
Иначе оценивал ситуацию Г. Маленков, а позже и Н. Хрущёв. Они считали, что положение в мире изменилось в пользу СССР. Исходя из этого, Маленков выступал за мирное сосуществование государств с различным социальным строем.
В марте 1954 г. Маленков первым заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Он полагал, что мирное будущее советского народа может быть обеспечено за счёт развития отношений со странами Запада. Важнейшей задачей советской дипломатии стало недопущение вооружённого конфликта в Европе и сохранение границ, установленных после Второй мировой войны.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением