Упр.169 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
169. Прочитайте текст.
Я всегда с удивлением смотрю на проходящего мимо человека. Меня всегда охватывает глубокое изумление. Я понимаю, что человек движется, но именно то, что он удаляется, меня приводит в полное изумление.
Что же это такое? Человек был здесь, а теперь вот там. Он был обыкновенного роста: теперь стал совсем маленьким, не больше воробья. Неужели это он? Что он думает там, шагая по песчаному косогору, на что надеется? Может быть, это не он? Может быть, это кто-то другой? С тех пор, как он был здесь, может быть, прошла целая вечность, и он совсем изменился? И под клёнами, сняв соломенную шляпу и платком вытирая бритую голову, вышагивает уже нечто другое? Может быть, он даже и не человек уже, а какая-нибудь букашка, или кукла, или обыкновенный механизм, или же простое воспоминание обо всём этом?
Что удаляются машины, ничего удивительного нет. Для того они и сделаны, чтобы удаляться. У них для этого есть колёса. Но когда удаляется человек, это так невыносимо. И ведь у человека нет никаких колёс, а смотришь: он как раз удаляется. И так не хочется иногда в это верить.
Вот мимо прошла женщина и готовится свернуть за угол. И расстояние так стремительно её уменьшает, что трудно поверить, будто это тот самый человек, что три минуты назад был здесь. И неужели она так и свернёт там за угол и ни разу не оглянется? Она уже сделалась меньше шариковой ручки, которой я сейчас пишу.
(По Ю. Куранову)
1. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я (личное) всегда с удивлением смотрю на проходящего мимо человека. Меня (личное) всегда охватывает глубокое изумление. Я (личное) понимаю, что человек движется, но именно то, (указательное) что он (личное) удаляется, меня (личное) приводит в полное изумление.
Что (вопросительное) же это (указательное) такое? (указательное) Человек был здесь, а теперь вот там. Он (личное) был обыкновенного роста: теперь стал совсем маленьким, не больше воробья. Неужели это (указательное) он? (личное) Что (вопросительное) он (личное) думает там, шагая по песчаному косогору, на что (вопросительное) надеется? Может быть, это (указательное) не он? (личное) Может быть, это (указательное) кто-то (неопределённое) другой? (определительное) С тех (указательное) пор, как он (личное) был здесь, может быть, прошла целая вечность, и он (личное) совсем изменился? И под клёнами, сняв соломенную шляпу и платком вытирая бритую голову, вышагивает уже нечто (неопределённое) другое? (определительное) Может быть, он (личное) даже и не человек уже, а какая-нибудь (неопределённое) букашка, или кукла, или обыкновенный механизм, или же простое воспоминание обо всём (определительное) этом? (указательное)
Что (относительное) удаляются машины, ничего (отрицательное) удивительного нет. Для того (указательное) они (личное) и сделаны, чтобы удаляться. У них (личное) для этого (указательное) есть колёса. Но когда удаляется человек, это (указательное) так невыносимо. И ведь у человека нет никаких колёс, а смотришь: он (личное) как раз удаляется. И так не хочется иногда в это (указательное) верить. Вот мимо прошла женщина и готовится свернуть за угол. И расстояние так стремительно её (личное) уменьшает, что трудно поверить, будто это (указательное) тот (указательное) самый человек, что три минуты назад был здесь. И неужели она (личное) так и свернёт там за угол и ни разу не оглянется? Она (личное) уже сделалась меньше шариковой ручки, которой я (личное) сейчас пишу.
2. Укажите способ и средства связи предложений во втором абзаце.
Способ связи предложений во втором абзаце – параллельный.
Средства связи предложений:
- местоимения (он)
- лексические повторы (может быть, это, человек)
3. Определите стиль и ведущий тип речи текста.
Стиль текста – публицистический.
1. Социальная и философская тематика. Текст поднимает вопросы о человеческой сущности, восприятии времени и изменении, что является характерным для публицистики. Публицистический стиль часто обращается к важным социальным и философским темам, стремясь вызвать размышления у читателя.
2. Обращение к читателю. Автор задает риторические вопросы и использует прямое обращение к читателю, что создает эффект диалога. Такой прием часто встречается в публицистических текстах, где автор стремится вовлечь читателя в обсуждение темы и вызвать его эмоциональный отклик.
3. Критика повседневности. Текст содержит элементы критики повседневной жизни и размышлений о том, как быстро проходят моменты, когда люди исчезают из нашего поля зрения. Это также характерно для публицистического стиля, который часто анализирует и критикует социальные явления и повседневные реалии.
4. Обобщение и абстракция. Автор делает обобщения о природе человеческого существования и о том, как воспринимается удаление человека. Публицистический стиль часто включает в себя обобщения, которые помогают передать более широкие идеи и концепции.
5. Эмоциональная вовлеченность. Хотя текст насыщен эмоциями, эта эмоциональность служит для подчеркивания социальных и философских вопросов, что также указывает на публицистический подход. В публицистике эмоции часто используются для усиления аргументации и привлечения внимания к важным проблемам.
Ведущий тип речи – рассуждение.
Ведущий тип речи в данном тексте рассуждение, потому что автор ставит перед собой задачу не просто описать события или явления, а глубже проникнуть в их суть, исследовать причины и следствия, выразить свои мысли и предположения. В тексте присутствуют следующие характерные черты рассуждения:
1. Постановка проблемы. Автор начинает с выражения своего удивления и недоумения по поводу того, что человек, который был рядом, вдруг удаляется и становится маленьким.
«Я всегда с удивлением смотрю на проходящего мимо человека. Меня всегда охватывает глубокое изумление. Я понимаю, что человек движется, но именно то, что он удаляется, меня приводит в полное изумление».
2. Вопросы и размышления. Далее автор задаёт множество вопросов, чтобы исследовать эту проблему, рассматривая различные варианты и возможности,
«Что же это такое? Человек был здесь, а теперь вот там. Он был обыкновенного роста: теперь стал совсем маленьким, не больше воробья. Неужели это он?»
3. Возможные гипотезы и предположения. Автор предлагает разные гипотезы, чтобы объяснить происходящее, выражая сомнения и предположения.
«Может быть, это не он? Может быть, это кто-то другой? С тех пор, как он был здесь, может быть, прошла целая вечность, и он совсем изменился?»
4. Сравнение и анализ. Автор сравнивает удаление человека с удалением машин, чтобы подчеркнуть разницу и усилить своё удивление.
«Что удаляются машины, ничего удивительного нет. Для того они и сделаны, чтобы удаляться. У них для этого есть колёса. Но когда удаляется человек, это так невыносимо».
5. Заключение и выводы. В конце текста автор подводит итог своим размышлениям. выражая своё отношение к происходящему.
«И ведь у человека нет никаких колёс, а смотришь: он как раз удаляется. И так не хочется иногда в это верить».
4. Какая проблема поднята автором текста?
Автор текста поднимает проблему восприятия и осмысления быстротечности времени и изменения восприятия человека в пространстве и времени. Основные аспекты проблемы:
1. Быстротечность времени. Автор размышляет о том, как быстро человек может измениться или уменьшиться в восприятии, удаляясь в пространстве. Он задаётся вопросом, насколько сильно люди могут измениться за определённый промежуток времени.
«Он был обыкновенного роста: теперь стал совсем маленьким, не больше воробья».
2. Изменение идентичности. Автор сомневается в постоянстве личности человека, предполагая, что удаляющийся человек может быть уже не тем, кем он был раньше.
«Может быть, это не он? Может быть, это кто-то другой?»
3. Отношение к механическому и живому. Автор проводит параллель между удаляющимся человеком и машинами, подчёркивая, что удаление машин не вызывает такого изумления, как удаление человека, потому что у машин есть колёса и это их функция, тогда как у человека нет колёс.
«Что удаляются машины, ничего удивительного нет. Для того они и сделаны, чтобы удаляться. У них для этого есть колёса. Но когда удаляется человек, это так невыносимо».
4. Нежелание верить в изменения. Автор выражает своё внутреннее сопротивление и неверие в то, что человек может так стремительно изменяться и удаляться, не оставляя следа.
«И ведь у человека нет никаких колёс, а смотришь: он как раз удаляется. И так не хочется иногда в это верить».
Таким образом, основная проблема, поднятая автором, заключается в философском осмыслении изменений, происходящих с людьми во времени и пространстве, и в попытке понять, как эти изменения влияют на наше восприятие и понимание человеческой природы.
5. В каких предложениях содержатся языковые средства, подчёркивающие личное отношение автора к проблеме?
В данном тексте языковые средства, подчёркивающие личное отношение автора к проблеме, содержатся в следующих предложениях:
1. «Я всегда с удивлением смотрю на проходящего мимо человека».
Автор начинает с выражения своего личного восприятия, подчёркивая, что наблюдение за людьми вызывает у него удивление.
2. «Меня всегда охватывает глубокое изумление».
Здесь автор описывает свои внутренние чувства, показывая, что он эмоционально вовлечён в процесс наблюдения.
3. «Я понимаю, что человек движется, но именно то, что он удаляется, меня приводит в полное изумление».
Автор делится своими мыслями о причинах своего изумления, объясняя, что именно удаление человека вызывает у него сильные эмоции.
4. «Что же это такое? Человек был здесь, а теперь вот там».
Автор задаёт риторический вопрос, выражая своё недоумение и желание разобраться в происходящем.
5. «Он был обыкновенного роста: теперь стал совсем маленьким, не больше воробья».
Автор использует сравнение, чтобы подчеркнуть, насколько уменьшился человек в его восприятии.
6. «Неужели это он? Что он думает там, шагая по песчаному косогору, на что надеется?»
Автор выражает сомнение и интерес к внутреннему миру человека, что показывает его личное отношение и участие.
7. «Может быть, это не он? Может быть, это кто-то другой?»
Автор предлагает различные варианты, показывая своё сомнение и желание разобраться в истине.
8. «С тех пор, как он был здесь, может быть, прошла целая вечность, и он совсем изменился?»
Автор размышляет о времени и возможных изменениях, что подчёркивает его личное восприятие времени и изменений.
9. «И под клёнами, сняв соломенную шляпу и платком вытирая бритую голову, вышагивает уже нечто другое?»
Автор представляет человека в деталях, что показывает его внимательное и личное наблюдение.
10. «Может быть, он даже и не человек уже, а какая-нибудь букашка, или кукла, или обыкновенный механизм, или же простое воспоминание обо всём этом?»
Автор предлагает фантастические варианты, выражая своё недоумение и сомнение в реальности происходящего.
11. «Что удаляются машины, ничего удивительного нет. Для того они и сделаны, чтобы удаляться. У них для этого есть колёса».
Автор сравнивает удаление машин и людей, подчёркивая разницу и своё отношение к этому явлению.
12. «Но когда удаляется человек, это так невыносимо».
Автор выражает своё эмоциональное состояние, показывая, что удаление человека для него особенно болезненно.
13. «И ведь у человека нет никаких колёс, а смотришь: он как раз удаляется».
Автор подчёркивает отсутствие видимых причин для удаления человека, что усиливает его личное изумление.
14. «И так не хочется иногда в это верить».
Автор выражает своё нежелание принимать происходящее, что показывает его эмоциональное сопротивление.
15. «Вот мимо прошла женщина и готовится свернуть за угол».
Автор описывает конкретную сцену, что делает повествование более личным и наглядным.
16. «И расстояние так стремительно её уменьшает, что трудно поверить, будто это тот самый человек, что три минуты назад был здесь».
Автор описывает свои наблюдения за изменением восприятия человека в пространстве, что подчёркивает его личное внимание к деталям.
17. «И неужели она так и свернёт там за угол и ни разу не оглянется?»
Автор выражает своё сомнение и желание увидеть другой исход событий, что показывает его вовлечённость и интерес.
18. «Она уже сделалась меньше шариковой ручки, которой я сейчас пишу».
Автор использует сравнение, чтобы подчеркнуть, насколько уменьшился человек в его восприятии, что усиливает его личное изумление.
Эти предложения демонстрируют, как автор выражает свои личные эмоции, сомнения и размышления по поводу наблюдаемых явлений, что является характерным для рассуждения.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением