Параграф 3 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)

Изображение § 3. Моральные устои обществаЗАДУМАЕМСЯВ мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк поёт: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 3. Моральные устои общества
ЗАДУМАЕМСЯ
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк поёт: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!» Согласны ли вы с такой позицией?
Слова старухи Шапокляк из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену нельзя считать правильными. Помогая людям, человек не тратит время зря — напротив, он вносит свой вклад в улучшение жизни общества. Хорошие дела — это поступки, которые приносят пользу, радость, поддержку другим.
Какие дела можно назвать хорошими, а какие — плохими?
Плохими делами считаются те, которые причиняют вред другим людям или обществу. Это, например, обман, причинение боли, бездействие в ситуации, когда помощь необходима. Хорошие дела прославляют человека, так как они становятся примером для других и укрепляют моральные основы общества.
ВСПОМНИМ
Для чего в обществе существуют социальные нормы?
Социальные нормы существуют в обществе для регулирования поведения людей, чтобы создать порядок, справедливость и согласованность в совместной жизни. Они устанавливают границы допустимого, определяют, как человек должен вести себя в разных ситуациях, чтобы сохранять гармонию в обществе.
Что отличает нормы морали от других видов социальных норм?
Нормы морали отличаются от других видов социальных норм, таких как правовые или религиозные, тем, что основываются на совести, внутреннем убеждении человека, а не на внешних обязательствах. Они не имеют формального закрепления в законе, но играют ключевую роль в оценке поступков с точки зрения добра и зла. Например, моральные нормы предписывают уважать старших, помогать слабым, быть честным. Их соблюдение обеспечивает гармонию и доверие между людьми.
Какие из поступков, приведённых на рисунках, соответствуют золотому правилу морали, а какие — нет?
Данные рисунки соответствуют золотому правилу морали. Они показывают добрые поступки людей, люди относятся к другим так же, как бы они хотели, чтобы относились к ним.
Некоторые из рисунков показывают отношение человека к животным. Как вы считаете, распространяются ли нормы морали на это отношение? Поясните свой ответ.
Я думаю, нормы морали также распространяются на отношение к животным, так как человек должен уважительно относиться ко всем живым существам, природе, растениям.
Иногда можно увидеть похожую картину. Какой нормой морали пренебрегает сидящий мальчик?
Сидящий мальчик неуважительно относится к старшему поколению. Он не уступил место пожилой женщине в общественном транспорте. Молодым людям стоит уступать места пожилым, так как пожилым людям может быть тяжело стоять в движущемся транспорте.
Как вы считаете, чем можно дополнить данную схему? Укажите недостающие элементы.
• Этика
• Эмпатия
• Ответственность
• Культурные ценности
• Толерантность
• Взаимопомощь
Какие выводы можно сделать из этих фактов?
• Большинство россиян (84%) считают, что людям необходимы моральные авторитеты, что говорит о значимости примеров для подражания в обществе
• Утверждение о моральных авторитетах в ближайшем окружении подтвердили только 56% опрошенных, что указывает на дефицит таких примеров в реальной жизни
• Среди молодежи доля тех, кто видит моральные авторитеты в своём окружении, выше (69%), что свидетельствует о стремлении молодых людей ориентироваться на сильные и вдохновляющие личности
Есть ли в вашем окружении такие авторитеты?
В моем окружении также есть люди, которых я считаю моральными авторитетами. Это родители, учителя и друзья, которые вдохновляют меня своим трудолюбием, добротой и честностью.
Чем, на ваш взгляд, было вызвано возмущение слушателей?
Возмущение слушателей было вызвано неподобающим поведением ведущих. Ведущие перебивали врача, отпускали неуместные шутки, что свидетельствовало о неуважении к гостю и к теме, затрагивающей серьёзные проблемы. Это поведение противоречило моральным и этическим нормам, ожидаемым в обществе, особенно в контексте обсуждения детских болезней.
Данный случай показывает, что общество ценит уважение и профессионализм в общении, особенно когда речь идёт о таких важных темах, как здоровье детей.
Следует ли из этого утверждения, что ставить ученикам нужно только хорошие оценки? Поясните свой ответ.
Утверждение Сухомлинского, что оценка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень, не означает, что нужно ставить ученикам только хорошие оценки. Оно подчеркивает важность объективного подхода, где оценка отражает усилия и старания ученика, а не только результат.
Таким образом, учитель должен мотивировать детей к обучению, поддерживать их успехи, а не подавлять страхом перед неудачей. Такой подход способствует формированию у школьников стремления к знаниям и развитию личности. Однако объективная оценка всё же должна показывать реальные достижения ученика, чтобы стимулировать его к дальнейшему развитию.
1. Что такое мораль?
Мораль можно рассмотреть с двух сторон. Одна — это требования, предписания, запреты, идущие от общества. Вторая сторона морали проявляется в том, как эти требования понимаются и принимаются личностью, готов ли человек в своём повседневном поведении им следовать, иными словами, это комплекс внутренних нравственных установок каждого из нас. В этом параграфе речь пойдёт об общественной морали.
2. В чём заключается суть золотого правила морали?
Существует так называемое золотое правило морали, которое гласит: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам». Это правило разными словами выражено во многих религиях мира, есть оно и в христианстве (Нагорная проповедь Христа). В этих словах и кроется назначение морали, которая учит нас, как относиться к другим людям.
3. Как формируются моральные устои общества?
В истории человечества существовало множество самых разнообразных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга личности, были свои ценности, а в феодальном — свои. Поскольку отличался образ жизни людей разных эпох, то и поступки были весьма различными.
Но вот что интересно. И религия, и философия, и наука утверждают, что у людей было и есть много общего, что сохранялось тысячелетиями. Чтобы жить, нужно трудиться, иметь семью, детей, дом. Нужны друзья. Нужны образование, техника, наука. Нужна чистая природа. Нужны мир, порядок, справедливость и т. д. А вместе с этими проверенными временем условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.
Из курса истории вы знаете, что определённые правила поведения и запреты появились с возникновением человеческого общества, но моральные нормы, основанные на идеалах добра, гуманизма, стали утверждаться позже. Многие связывают их появление с возникновением мировых религий и именами их основателей — Иисусом Христом, Мухаммедом, Буддой. К великим моралистам относят и людей, живших в более позднее время, — русского писателя Льва Толстого, индийского мыслителя и общественного деятеля Махатму Ганди и других.
4. Чем можно объяснить стремление людей соблюдать правила морали?
Люди стремятся соблюдать правила морали по нескольким причинам. Во-первых, это способствует гармонии и доверию в обществе, так как человек по природе социальное существо. Во-вторых, соблюдение норм повышает самооценку, помогает избежать осуждения и укрепляет внутренний комфорт. Нарушение норм часто вызывает угрызения совести и социальные последствия, такие как потеря репутации. Кроме того, многие осознают, что мораль делает общество справедливым и безопасным, а также стремятся быть примером для окружающих.
5. Как общественное мнение влияет на поведение человека?
Общественное мнение выносит коллективные оценки нашим поступкам. Человек должен не только прислушиваться к общественному мнению, но и уметь правильно оценивать его. А порой и стремиться изменить его, защищая истину. Ведь мнение большинства не всегда оказывается единственно правильным. Нередко оно впитывает изжившие себя правила. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой оказывается во власти предрассудков, невежества и корысти. «Злые языки страшнее пистолета», — в этих словах писатель выражает беспощадную мощь общественного мнения.
1. У мудреца спросили: «Что лучше всего в жизни?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других». Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?
Высказывание мудреца подчеркивает необходимость жить в соответствии с моральными принципами, которые мы сами поддерживаем. Оно содержит правило нравственного равенства: не осуждай в других то, что допускаешь сам. Это помогает избегать лицемерия и сохранять гармоничные отношения в обществе.
2. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать, потому что добрые люди очень разные и интересные, а плохие — одинаковые и малоинтересные.
А что вы думаете по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.
Академик Лихачёв отмечал, что добрые люди выделяются разнообразием и интересными личными качествами, а злые кажутся однотипными. Это верно, так как доброта проявляется в уникальных поступках и отношениях. Например, добросердечный человек может помочь случайному прохожему или поддержать друга в трудной ситуации, что делает его жизнь насыщенной и вдохновляющей. Злые поступки, напротив, часто связаны с эгоизмом и однообразными мотивами.
3. В одном фильме рассказывалось, как школьник украл деньги из карманов своих одноклассников. На украденные деньги он купил угощение себе и своему приятелю. Узнав, откуда взялись средства на покупку, приятель отказался есть эти конфеты. Почему он ответил отказом? Какой из этих поступков двух мальчиков можно оценить с позиции морали, а какой — с позиции нарушения закона?
Приятель школьника отказался от конфет, так как понимал, что их покупка связана с аморальным поступком — воровством. Его отказ демонстрирует моральную позицию, основанную на честности и принципах. Поступок школьника, укравшего деньги, нарушает как моральные, так и правовые нормы, в то время как поступок его приятеля можно оценить как морально правильный.
4. В параграфе приводятся данные опроса россиян о моральных авторитетах. Большинство, как вы узнали, считают, что людям такие авторитеты необходимы. А как бы вы ответили на вопрос: зачем обществу моральные авторитеты?
Моральные авторитеты важны для общества, так как они служат примером достойного поведения, вдохновляют на добрые поступки и помогают сохранять нравственные ориентиры. Они создают основу для доверия, уважения и единства в социуме, особенно в сложные периоды, когда люди нуждаются в образцах мудрости и честности.
Выполните проектную работу «Волонтёры нашего района». Определите, как можно позаботиться об окружающей среде или о людях вокруг себя. Разработайте возможный перечень дел для помощи тем, кто в ней нуждается.
В современном мире забота об окружающей среде и людях вокруг нас становится всё более актуальной. Мы живём в обществе, где взаимопомощь и бережное отношение к природе – это не просто слова, а необходимость, которая определяет будущее нашей планеты и качество жизни каждого из нас.
Забота об окружающей среде – это, прежде всего, ответственность за то, что нас окружает. Простые действия, такие как сортировка мусора, отказ от одноразового пластика или экономия воды и электричества, могут казаться незначительными, но они формируют культуру экологического сознания. Массовые экологические акции, например посадка деревьев или уборка парков, не только улучшают состояние природы, но и объединяют людей вокруг общей цели – сохранения планеты для будущих поколений.
Однако забота – это не только о природе, но и о людях, которые живут рядом. Помощь пожилым, поддержка друзей в трудной ситуации или участие в волонтёрских проектах – всё это делает общество более гуманным и сплочённым. Порой достаточно просто выслушать человека или оказать небольшую услугу, чтобы сделать его день лучше. Благотворительность и волонтёрство показывают, что наше участие может изменить жизни других к лучшему.
Такая забота учит нас видеть мир шире и осознавать, что каждый поступок имеет значение. Маленькие шаги, сделанные каждым из нас, складываются в огромный вклад в общее дело. Только объединяя усилия, мы можем создать гармоничный мир, где природа и люди живут в согласии.
Таким образом, забота об окружающей среде и людях вокруг – это не просто обязательство, а выражение наших лучших качеств. Она напоминает нам, что мы являемся частью единого целого, и лишь вместе мы сможем сделать наш мир лучше.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением