Параграф 3 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 3. Моральные устои общества
ЗАДУМАЕМСЯ
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк поёт: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!» Согласны ли вы с такой позицией?
Слова старухи Шапокляк из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену нельзя считать правильными. Помогая людям, человек не тратит время зря — напротив, он вносит свой вклад в улучшение жизни общества. Хорошие дела — это поступки, которые приносят пользу, радость, поддержку другим.
Какие дела можно назвать хорошими, а какие — плохими?
Плохими делами считаются те, которые причиняют вред другим людям или обществу. Это, например, обман, причинение боли, бездействие в ситуации, когда помощь необходима. Хорошие дела прославляют человека, так как они становятся примером для других и укрепляют моральные основы общества.
ВСПОМНИМ
Для чего в обществе существуют социальные нормы?
Социальные нормы существуют в обществе для регулирования поведения людей, чтобы создать порядок, справедливость и согласованность в совместной жизни. Они устанавливают границы допустимого, определяют, как человек должен вести себя в разных ситуациях, чтобы сохранять гармонию в обществе.
Что отличает нормы морали от других видов социальных норм?
Нормы морали отличаются от других видов социальных норм, таких как правовые или религиозные, тем, что основываются на совести, внутреннем убеждении человека, а не на внешних обязательствах. Они не имеют формального закрепления в законе, но играют ключевую роль в оценке поступков с точки зрения добра и зла. Например, моральные нормы предписывают уважать старших, помогать слабым, быть честным. Их соблюдение обеспечивает гармонию и доверие между людьми.
Какие из поступков, приведённых на рисунках, соответствуют золотому правилу морали, а какие — нет?
Данные рисунки соответствуют золотому правилу морали. Они показывают добрые поступки людей, люди относятся к другим так же, как бы они хотели, чтобы относились к ним.
Некоторые из рисунков показывают отношение человека к животным. Как вы считаете, распространяются ли нормы морали на это отношение? Поясните свой ответ.
Я думаю, нормы морали также распространяются на отношение к животным, так как человек должен уважительно относиться ко всем живым существам, природе, растениям.
Иногда можно увидеть похожую картину. Какой нормой морали пренебрегает сидящий мальчик?
Сидящий мальчик неуважительно относится к старшему поколению. Он не уступил место пожилой женщине в общественном транспорте. Молодым людям стоит уступать места пожилым, так как пожилым людям может быть тяжело стоять в движущемся транспорте.
Как вы считаете, чем можно дополнить данную схему? Укажите недостающие элементы.
• Этика
• Эмпатия
• Ответственность
• Культурные ценности
• Толерантность
• Взаимопомощь
Какие выводы можно сделать из этих фактов?
• Большинство россиян (84%) считают, что людям необходимы моральные авторитеты, что говорит о значимости примеров для подражания в обществе
• Утверждение о моральных авторитетах в ближайшем окружении подтвердили только 56% опрошенных, что указывает на дефицит таких примеров в реальной жизни
• Среди молодежи доля тех, кто видит моральные авторитеты в своём окружении, выше (69%), что свидетельствует о стремлении молодых людей ориентироваться на сильные и вдохновляющие личности
Есть ли в вашем окружении такие авторитеты?
В моем окружении также есть люди, которых я считаю моральными авторитетами. Это родители, учителя и друзья, которые вдохновляют меня своим трудолюбием, добротой и честностью.
Чем, на ваш взгляд, было вызвано возмущение слушателей?
Возмущение слушателей было вызвано неподобающим поведением ведущих. Ведущие перебивали врача, отпускали неуместные шутки, что свидетельствовало о неуважении к гостю и к теме, затрагивающей серьёзные проблемы. Это поведение противоречило моральным и этическим нормам, ожидаемым в обществе, особенно в контексте обсуждения детских болезней.
Данный случай показывает, что общество ценит уважение и профессионализм в общении, особенно когда речь идёт о таких важных темах, как здоровье детей.
Следует ли из этого утверждения, что ставить ученикам нужно только хорошие оценки? Поясните свой ответ.
Утверждение Сухомлинского, что оценка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень, не означает, что нужно ставить ученикам только хорошие оценки. Оно подчеркивает важность объективного подхода, где оценка отражает усилия и старания ученика, а не только результат.
Таким образом, учитель должен мотивировать детей к обучению, поддерживать их успехи, а не подавлять страхом перед неудачей. Такой подход способствует формированию у школьников стремления к знаниям и развитию личности. Однако объективная оценка всё же должна показывать реальные достижения ученика, чтобы стимулировать его к дальнейшему развитию.
1. Что такое мораль?
Мораль можно рассмотреть с двух сторон. Одна — это требования, предписания, запреты, идущие от общества. Вторая сторона морали проявляется в том, как эти требования понимаются и принимаются личностью, готов ли человек в своём повседневном поведении им следовать, иными словами, это комплекс внутренних нравственных установок каждого из нас. В этом параграфе речь пойдёт об общественной морали.
2. В чём заключается суть золотого правила морали?
Существует так называемое золотое правило морали, которое гласит: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам». Это правило разными словами выражено во многих религиях мира, есть оно и в христианстве (Нагорная проповедь Христа). В этих словах и кроется назначение морали, которая учит нас, как относиться к другим людям.
3. Как формируются моральные устои общества?
В истории человечества существовало множество самых разнообразных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга личности, были свои ценности, а в феодальном — свои. Поскольку отличался образ жизни людей разных эпох, то и поступки были весьма различными.
Но вот что интересно. И религия, и философия, и наука утверждают, что у людей было и есть много общего, что сохранялось тысячелетиями. Чтобы жить, нужно трудиться, иметь семью, детей, дом. Нужны друзья. Нужны образование, техника, наука. Нужна чистая природа. Нужны мир, порядок, справедливость и т. д. А вместе с этими проверенными временем условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.
Из курса истории вы знаете, что определённые правила поведения и запреты появились с возникновением человеческого общества, но моральные нормы, основанные на идеалах добра, гуманизма, стали утверждаться позже. Многие связывают их появление с возникновением мировых религий и именами их основателей — Иисусом Христом, Мухаммедом, Буддой. К великим моралистам относят и людей, живших в более позднее время, — русского писателя Льва Толстого, индийского мыслителя и общественного деятеля Махатму Ганди и других.
4. Чем можно объяснить стремление людей соблюдать правила морали?
Люди стремятся соблюдать правила морали по нескольким причинам. Во-первых, это способствует гармонии и доверию в обществе, так как человек по природе социальное существо. Во-вторых, соблюдение норм повышает самооценку, помогает избежать осуждения и укрепляет внутренний комфорт. Нарушение норм часто вызывает угрызения совести и социальные последствия, такие как потеря репутации. Кроме того, многие осознают, что мораль делает общество справедливым и безопасным, а также стремятся быть примером для окружающих.
5. Как общественное мнение влияет на поведение человека?
Общественное мнение выносит коллективные оценки нашим поступкам. Человек должен не только прислушиваться к общественному мнению, но и уметь правильно оценивать его. А порой и стремиться изменить его, защищая истину. Ведь мнение большинства не всегда оказывается единственно правильным. Нередко оно впитывает изжившие себя правила. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой оказывается во власти предрассудков, невежества и корысти. «Злые языки страшнее пистолета», — в этих словах писатель выражает беспощадную мощь общественного мнения.
1. У мудреца спросили: «Что лучше всего в жизни?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других». Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?
Высказывание мудреца подчеркивает необходимость жить в соответствии с моральными принципами, которые мы сами поддерживаем. Оно содержит правило нравственного равенства: не осуждай в других то, что допускаешь сам. Это помогает избегать лицемерия и сохранять гармоничные отношения в обществе.
2. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать, потому что добрые люди очень разные и интересные, а плохие — одинаковые и малоинтересные.
А что вы думаете по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.
Академик Лихачёв отмечал, что добрые люди выделяются разнообразием и интересными личными качествами, а злые кажутся однотипными. Это верно, так как доброта проявляется в уникальных поступках и отношениях. Например, добросердечный человек может помочь случайному прохожему или поддержать друга в трудной ситуации, что делает его жизнь насыщенной и вдохновляющей. Злые поступки, напротив, часто связаны с эгоизмом и однообразными мотивами.
3. В одном фильме рассказывалось, как школьник украл деньги из карманов своих одноклассников. На украденные деньги он купил угощение себе и своему приятелю. Узнав, откуда взялись средства на покупку, приятель отказался есть эти конфеты. Почему он ответил отказом? Какой из этих поступков двух мальчиков можно оценить с позиции морали, а какой — с позиции нарушения закона?
Приятель школьника отказался от конфет, так как понимал, что их покупка связана с аморальным поступком — воровством. Его отказ демонстрирует моральную позицию, основанную на честности и принципах. Поступок школьника, укравшего деньги, нарушает как моральные, так и правовые нормы, в то время как поступок его приятеля можно оценить как морально правильный.
4. В параграфе приводятся данные опроса россиян о моральных авторитетах. Большинство, как вы узнали, считают, что людям такие авторитеты необходимы. А как бы вы ответили на вопрос: зачем обществу моральные авторитеты?
Моральные авторитеты важны для общества, так как они служат примером достойного поведения, вдохновляют на добрые поступки и помогают сохранять нравственные ориентиры. Они создают основу для доверия, уважения и единства в социуме, особенно в сложные периоды, когда люди нуждаются в образцах мудрости и честности.
Выполните проектную работу «Волонтёры нашего района». Определите, как можно позаботиться об окружающей среде или о людях вокруг себя. Разработайте возможный перечень дел для помощи тем, кто в ней нуждается.
В современном мире забота об окружающей среде и людях вокруг нас становится всё более актуальной. Мы живём в обществе, где взаимопомощь и бережное отношение к природе – это не просто слова, а необходимость, которая определяет будущее нашей планеты и качество жизни каждого из нас.
Забота об окружающей среде – это, прежде всего, ответственность за то, что нас окружает. Простые действия, такие как сортировка мусора, отказ от одноразового пластика или экономия воды и электричества, могут казаться незначительными, но они формируют культуру экологического сознания. Массовые экологические акции, например посадка деревьев или уборка парков, не только улучшают состояние природы, но и объединяют людей вокруг общей цели – сохранения планеты для будущих поколений.
Однако забота – это не только о природе, но и о людях, которые живут рядом. Помощь пожилым, поддержка друзей в трудной ситуации или участие в волонтёрских проектах – всё это делает общество более гуманным и сплочённым. Порой достаточно просто выслушать человека или оказать небольшую услугу, чтобы сделать его день лучше. Благотворительность и волонтёрство показывают, что наше участие может изменить жизни других к лучшему.
Такая забота учит нас видеть мир шире и осознавать, что каждый поступок имеет значение. Маленькие шаги, сделанные каждым из нас, складываются в огромный вклад в общее дело. Только объединяя усилия, мы можем создать гармоничный мир, где природа и люди живут в согласии.
Таким образом, забота об окружающей среде и людях вокруг – это не просто обязательство, а выражение наших лучших качеств. Она напоминает нам, что мы являемся частью единого целого, и лишь вместе мы сможем сделать наш мир лучше.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением