Параграф 4 ГДЗ Боголюбов Лазебникова 7 класс (Обществознание)

Изображение § 4. Категории моралиЗАДУМАЕМСЯВсё ли можно оценивать с позиций добра и зла? Сохраняют ли своё значение в современном мире такие качества, как честь и достоинство?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Половникова 7 класс, Просвещение:
§ 4. Категории морали
ЗАДУМАЕМСЯ
Всё ли можно оценивать с позиций добра и зла? Сохраняют ли своё значение в современном мире такие качества, как честь и достоинство?
Не всё можно оценивать с позиций добра и зла, так как некоторые поступки и решения лежат в области нейтральной морали или зависят от контекста. Однако такие качества, как честь и достоинство, сохраняют своё значение и сегодня, потому что они формируют основу уважения к себе и другим.
Можно ли заставить совесть молчать?
Совесть можно заставить молчать, подавляя внутренние угрызения, но это приводит к моральному кризису и утрате нравственных ориентиров.
ВСПОМНИМ
В чём состоят особенности моральных норм?
Особенность моральных норм заключается в их добровольном характере: они не подкреплены законом, а основаны на внутреннем убеждении и общепринятых ценностях.
Почему общество стремится поддерживать моральные нормы?
Общество поддерживает моральные нормы, так как они регулируют поведение людей, укрепляют социальные связи и создают атмосферу доверия и уважения.
Почему, на ваш взгляд, скульптор изобразил справедливость подобным образом?
Скульптор изобразил справедливость на вершине колонны, чтобы подчеркнуть её высшую ценность среди добродетелей. Справедливость, как основа гармоничного общества, объединяет другие качества — мудрость, смелость, благоразумие, веру, надежду и любовь.
Как, на ваш взгляд, автор приведённой композиции передал суть порока «равнодушие»?
В композиции Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых» равнодушие представлено как источник многих бед, где пассивное бездействие становится причиной трагедий. Это наглядно показывает, что безразличие разрушает не только отдельные жизни, но и общество в целом.
Можно ли в этой ситуации расценить поступок друга, пытавшегося помочь товарищу, как добрый?
Поступок друга, пытавшегося помочь товарищу с переломом, можно назвать добрым, так как он был вызван искренним желанием помочь, несмотря на ошибочные действия. Однако добрый поступок без знаний может причинить вред.
Приведите пример злонамеренного мотива, который, наоборот, может привести к доброму поступку. Можно ли такой поступок считать в полной мере добрым?
Пример злонамеренного мотива, который привёл к доброму результату, — это ситуация, когда человек, желая унизить другого, невольно помогает ему исправить ошибки. Такой поступок не может считаться полностью добрым, так как он был мотивирован злом.
Сохраняют ли значение эти проявления чести в нашу эпоху? Свой ответ поясните.
Рыцарский кодекс чести остаётся актуальным и в наши дни, хотя его проявления изменились. Принципы храбрости, верности, защиты слабых и соблюдения правил до сих пор ценятся, но в современной интерпретации они больше связаны с этическим поведением и социальной ответственностью, чем с дуэльной практикой.
Подумайте, какие выводы можно сделать из этой ситуации. Выберите возможные варианты ответа: 1) совестливые люди предъявляют к себе очень высокие требования; 2) общество должно ценить тех, кто работает на совесть; 3) внешний контроль в большей мере определяет поведение людей, чем внутренний.
Эта ситуация показывает, что:
• Совестливые люди предъявляют к себе высокие требования, руководствуясь внутренним моральным кодексом
• Общество должно ценить тех, кто работает на совесть, так как такие люди способствуют общему благу
• Внутренний контроль, основанный на совести, является более надёжным регулятором поведения, чем внешний контроль
1. Какие качества личности относят к добродетелям? Приведите примеры добрых поступков.
Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, созиданию и сохранению блага, раскрытию в человеке его лучших качеств, гармонии в отношениях между людьми. Добрым мы считаем человека, который поддержит словом и делом, искренне порадуется нашей удаче и посочувствует в беде, не оттолкнёт и не унизит слабого. Есть ещё множество примеров доброты, и вы сами можете пополнить этот перечень. Такие качества называют добродетелями.
2. В чём проявляется многоликость зла?
Зло выступает полной противоположностью добру. Его проявления также многолики. Среди них: непомерная гордыня, зависть к благополучию или успеху другого, желание мстить и унижать. Эти и подобные им качества называют пороками.
3. Как соотносятся понятия «честь» и «достоинство»?
Чувство чести связано со стремлением человека добиться достойными путями известности, признания в обществе, справедливой оценки своих заслуг. Таким образом, честь является общественным признанием заслуг личности. Такое признание выражается в авторитете, почитании.
Достоинство человека можно определить как внутреннюю уверенность в собственной значимости, ценности. Иными словами, это самоуважение личности, стремление сохранить свою индивидуальность.
Честь и достоинство, как мы видим, тесно взаимосвязаны, но тем не менее это различные моральные добродетели. Человека могут обесчестить (обвинить в трусости, предательстве, оскорбить словом или действием), но он, сохраняя достоинство, будет бороться за своё честное имя.
4. Как вы понимаете выражения «муки совести», «угрызения совести»?
Если мы опасаемся, что это несоответствие вызовет осуждение со стороны других людей, это говорит о том, что мы испытываем чувство стыда. Испытывая стыд, мы больше ориентированы на отношение окружающих. Муки совести говорят о том, что мы сами выносим себе приговор.
1. Можно ли с позиций добра и зла оценивать поведение новорождённых младенцев? Поясните свой ответ.
Оценивать поведение новорождённых младенцев с позиций добра и зла невозможно, так как они ещё не осознают свои действия и не могут делать выбор. Их поступки определяются инстинктами, а не нравственными мотивами.
2. Ещё в ХХ в. английские педагоги говорили: «Сбережёшь розги — испортишь дитя». Современное общество подобные насильственные методы воспитания считает аморальными. Какую мысль параграфа иллюстрирует этот пример?
Пример с розгами иллюстрирует мысль о том, что представления о морали меняются со временем. Современное общество считает насилие над детьми неприемлемым, подтверждая, что моральные нормы зависят от исторического и культурного контекста.
3. Почтальон Печкин из известной деревни Простоквашино говорил: «Почему я вредным был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добрым стану». Может ли, на ваш взгляд, приобретение желаемых вещей и благ сделать человека добродетельным? Свой ответ поясните.
Приобретение желаемых вещей и благ само по себе не может сделать человека добродетельным. Добродетель связана с внутренними моральными качествами, а не с материальными условиями. Велосипед может сделать Печкина счастливее, но добрым он станет лишь тогда, когда научится заботиться о других.
4. Сравните два высказывания.
«Честь — это награда, присуждаемая за добродетель». (Аристотель)
«Без добродетели нет ни славы, ни чести». (А. В. Суворов)
Можно ли утверждать, что в них выражена общая мысль? Почему вы так считаете?
Высказывания Аристотеля и Суворова выражают общую мысль: честь неразрывно связана с добродетелью. Оба автора подчёркивают, что только через добродетель можно заслужить истинное уважение и признание.
5. Продолжите ряды поясняющих слов:
Совесть: грызёт, мучает, укоряет.
Со стыда: покраснеть, провалиться сквозь землю, закрыть лицо руками.
6. У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла. Согласны ли вы с этим положением? Поясните свой ответ.
С этим положением можно согласиться. Человек не всегда способен помогать всем, но избегать причинения зла — его моральный долг. Это минимальное требование, которое может выполнить каждый, проявляя уважение и гуманизм к окружающим.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением