Параграф 4 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 4. МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ
ВСПОМНИТЕ
1. Почему водоросли относят к низшим растениям?
Водоросли относят к низшим растениям, потому что они не имеют органов (ни корней, ни стеблей, ни листьев). Их вегетативное тело — слоевище, или таллом.
2. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?
Бурые водоросли обитают в основном в солёной воде, в морях и океанах.
Бурые водоросли могут иметь форму одноклеточных или многоклеточных организмов. У одних может быть ветвистая форма, у других — ленточная, у третьих — мелкая кистевидная. В клетках бурых водорослей есть ядро и другие структуры, типичные для эукариотических клеток — цитоплазма, хлоропласты и митохондрии. У некоторых водорослей есть также воздушные пузырьки, которые помогают им подниматься на поверхность воды для более эффективного фотосинтеза.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли? Какое строение имеет хламидомонада?
Одноклеточные зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах.
Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета) и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады находятся в крупной чашеобразной пластиде — хроматофоре.
2. Где обитают и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?
Зеленые многоклеточные водоросли встречаются в пресноводных водоемах со стоячей водой, а также в морях и океанах. У многоклеточных зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. Нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.
Наиболее сложное строение имеют харовые водоросли. Эти водоросли обитают в основном в пресных водоёмах, но встречаются и в солоноватых водах. У харовых имеются образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений.
3. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?
Ризоиды — бесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых водоросли прикрепляются к грунту. Их нельзя назвать корнями, потому что они состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей, характерных для корня.
4. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?
Красные водоросли в основном обитают в море, но некоторые виды встречаются в пресных водоемах.
Очень немногие красные водоросли одноклеточные. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и даже жёлтой. Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину, встречаются и микроскопические формы. Красные водоросли имеют причудливые формы: пластинчатые, цилиндрические, нитевидные и кораллоподобные, в разной мере разветвлённые и рассечённые.
5. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?
Бурые водоросли обитают в основном в морях.
Слоевища имеют желтовато-бурую окраску, бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой, кустообразной формы, а их размеры колеблются от микроскопических до нескольких десятков метров. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.
6. Какое значение имеют водоросли в природе?
Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. В результате жизнедеятельности водорослей в прошлые геологические эпохи возникли такие осадочные породы, как диатомиты, горючие сланцы, часть известняков. Почвенные водоросли активно участвуют в почвообразовании.
7. Как человек использует водоросли?
Из морских водорослей получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты.
Водоросли используют как удобрения и как корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности.
Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд.
Некоторые водоросли применяют в медицине при лечении ряда заболеваний. Так, из красных водорослей получают противовирусные препараты, а из бурых — препараты, способствующие выведению радиоактивных веществ из организма.
Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод.
8. В чём заключается ценность водорослей как источника питания человека?
Водоросли являются богатым источником питания для человека, так как содержат большое количество полезных питательных веществ: белки, фосфор, натрий, магний, кальций, калий, витамины группы А, В, С, D, Е, К, а также йод.
9. Каковы причины гибели водорослей в пресноводных и морских водоёмах?
Причиной гибели водорослей служит загрязнение водоёмов нечистотами, промышленными (например, химическими) и бытовыми отходами.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему учёные считают, что предками высших растений могли быть древние зелёные водоросли?
Учёные считают, что предками высших растений могли быть древние зелёные водоросли, потому что они имеют сходства:
1) Сходство в структуре хлоропластов. Хлоропласты зеленых водорослей и высших растений имеют двойную мембрану и содержат хлорофилл.
2) Харовые водоросли многоклеточны и имеют ризоиды, похожие на корни.
ИССЛЕДУЙТЕ
СТРОЕНИЕ ЗЕЛЁНЫХ ВОДОРОСЛЕЙ
Ход работы
1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю цветущей воды, накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли.
3. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
5. Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей.
6. Сделайте вывод.
У всех одноклеточных зеленых водорослей организм представлен единой клеткой. Снаружи клетка окружена оболочкой, которая защищает ее внутреннее содержимое. Внутри клетки есть цитоплазма, в которой расположены: ядро, сократительные вакуоли, которые регулируют количество воды в клетке, а также простейшие хлоропласты — хроматофоры, содержащие хлорофилл. У хламидомонады также есть светочувствительный глазок и жгутики для передвижения.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
На основании изученного материала параграфа, рубрики «Это интересно», а также дополнительных источников информации и ваших наблюдений подготовьте сообщение на тему «Водоросли в культуре народов мира» или на тему «Многообразие водорослей и их значение в природе». Составьте в тетради развёрнутый план своего выступления. Не забудьте указать источники информации.
План выступления:
1) Влияние на религиозные верования и обряды
2) Отражение в искусстве
3) Традиционные рецепты
4) Арктические водоросли — богатство России
1) С водорослями связано много легенд и традиций.
Легенды коренного народа Новой Зеландии — маори, гласят, что морские водоросли защищали бога Мауи после того, как его бросила мать. А на Гавайях до сих пор проводят церемонию под названием ага хулахула: жгут из кокосовых волокон сплетают с водорослями, чтобы морские боги услышали и выполнили желание.
Николай Кун в книге «Мифы и легенды Древней Греции» рассказывает о рыбаке Главке, который стал морским богом-прорицателем, покровителем моряков и рыбаков. Голова Главка увита водорослями, и это украшение у него появилось не случайно: именно морским растениям Главк обязан своему превращению. По легенде, молодой рыбак увидел на берегу рыб, которые оживали и возвращались в воду. Рядом лежали водоросли, которые юноша отважился попробовать. Морская трава оказалась волшебной, и его самого потянуло в море, где он превратился наполовину в божество, наполовину — в рыбу.
В шотландском фольклоре встречаются сказочные коровы и опасный человек-конь-оборотень, обитающие в морских водорослях. Но самым страшным жителем водорослевых зарослей считали накелави — одноглазого кентавра, лишенного кожи, с ядовитым дыханием. Защититься от него можно, если поджечь все те же водоросли: дым от горения убьет чудовище.
В японском фольклоре существует Сёдзё — это дух природы с длинными рыжими волосами и поясом из морских водорослей, любитель белой рисовой водки — сакэ. Этим напитком, по преданию, он стремится напоить тех, кому посчастливилось его встретить, — а заодно узнать о характере и помыслах человека. Водоросли украшают и спину Миногаме — гигантской черепахи-дракона. По легенде, она живет в доме Бога морей, покровительствует матерям, ну а нарушителей закона может наказать.
2) Диатомисты используют в качестве материала для своих композиций диатомовые водоросли — крошечные одноклеточные водоросли, заключённые в некое подобие панциря или раковины из диоксида кремния. По красоте эта оболочка напоминает драгоценные камни.
Первые композиции из диатомовых водорослей относятся к началу XIX века, но своего пика этот необычный вид искусства достиг только во второй половине того же века. То было время повышенного интереса к миру природы, время, когда искусство и наука были более тесно связаны. Одним из наиболее известных собирателей диатомей того времени является немецкий художник и производитель увеличительных линз Иоганн Дидрих Мёллер.
Оку Осаму красота диатомовых водорослей увлекла примерно в 2001 году, когда он был аспирантом в Токийском океанографическом университете и занимался исследованием морской среды Токийского залива. В микроскоп он разглядывал различный планктон, но диатомеи таким образом тоже попали в поле его зрения.
Он продолжил свои исследования диатомовых водорослей после окончания аспирантуры, а в 2007 году основал свою компанию. Оку готовит слайды с водорослями на продажу людям, заинтересованным в исследовательской или образовательной деятельности, и, кроме того, начал создавать из диатомей микроскопические картины.
3) Водоросли широко используются в традиционной национальной кухне народов Восточной Азии благодаря хорошему вкусу и богатому содержанию полезных веществ. Блюда из них заняли прочное место в кухне многих приморских стран. Из них готовят салаты, супы, суши и роллы.
Нори, например, традиционно используется для приготовления роллов и суши. Также в измельчённом виде добавляют к лапше или рису. С нори готовят салаты и супы, что придаёт блюдам тонкий морской аромат.
Спирулина, богатая белком и железом, подходит для добавления в смузи или зелёные соки.
4) Заложенные в водоросли богатства северных морей стали объектом изучения ученых Советского Союза, в том числе Ксении Гемп, которая родилась и выросла на Севере России. С 1927 года она исследовала свойства и запасы водорослей в родном Белом море. С приходом Второй мировой войны её знания оказались необходимы стране — в блокадном Ленинграде она всего за три месяца внедрила технологию использования ламинарии в пищу, а найденный Ксенией на листах северных водорослей пенициллин спасал жизни раненных в архангельском госпитале.
Война показала, какой потенциал есть у арктических водорослей. Развивать его начали уже во второй половине сороковых: летом 1948 года стартовал промышленный выпуск альгината натрия, а в 1949 году — маннита. Их используют в медицине, фармацевтике, косметологии и пищевой промышленности.
Научная база пригодилась и в абсолютно экстремальной ситуации, с которой ранее не сталкивалось человечество — аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Используя знания о полезных свойствах альгиновой кислоты, содержащейся в бурых арктических водорослях, удалось в кратчайшие сроки разработать терапию для пострадавших в аварии, в том числе героев-ликвидаторов. В ходе испытаний выяснилось, что альгинаты обладают выраженными противорадиационными свойствами, обеспечивают снижение уровня цезия и стронция в тканях организма на 75 % и целенаправленно воздействуют на наиболее радиопоражаемые жизненно важные системы организма. Так появились препараты-радиопротекторы «Альгигель», «Канальгат» и другие.
Источники информации:
https://dzen.ru/a/ZEgN_u2YFh9IoRTK?ysclid=m3opzhuw7257288578
https://konnichiwa.ru/3800/?ysclid=m3oqerg2d630175574
https://tenchat.ru/media/383665-kitayskiye-vodorosli-iz-yaponii
https://www.calend.ru/articles/sto-let-polzy-kak-arkticheskie-vodorosli-stali-nastoyashchim-bogatstvom-rossii
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев.
Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.
Сняв зеленый налет с коры нескольких деревьев, мы изучили его под микроскопом и рассмотрели клетки водорослей, которые образовали зеленый налет. Он состоит из нескольких видов водорослей, которые могут расти на поверхности коры деревьев. В большинстве это одноклеточные водоросли, потому что именно одиночные клетки видны под микроскопом. Мне кажется, это такие водоросли, как плеврококки или хлорококки, для которых единственным источником влаги являются осадки (роса и дожди).
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением