Параграф 6 ГДЗ Пасечник Суматохин Гапонюк 7 класс (Биология)

Изображение § 6. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕВСПОМНИТЕ1. Что такое ризоиды?Ризоиды — нитевидные образования, которые служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 7 класс, Просвещение:
§ 6. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ
ВСПОМНИТЕ
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды — нитевидные образования, которые служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.
2. Что такое гаметофит и спорофит? Какова их роль в жизни растений?
Гаметофиты — это особи полового поколения высших споровых растений. На них образуются женские и мужские половые органы, в которых развиваются яйцеклетки и сперматозоиды. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш. Он прорастает и превращается в особь бесполого поколения.
Спорофиты — особи бесполого поколения, которые формируют споры. Из спор развиваются гаметофиты.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи называют высшими споровыми растениями, потому что они имеют стебель и листья и размножаются спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
Кукушкин лен имеет коричневатые стебельки, которые покрыты маленькими темно-зелеными листиками. У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. В коробочках развиваются споры.
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
Отличия сфагнума от кукушкина льна:
1) У кукушкина льна вместо корней имеются ризоиды, а у сфагнума ни корней, ни ризоидов нет, влагу он впитывает всей своей поверхностью.
2) У сфагнума листья в структуре листьев много воздухоносных мёртвых клеток, которые способны к поглощению влаги, а у кукушкина льна отсутствуют мёртвые клетки.
3) У сфагнума растения обоеполые, тогда как у кукушкина льна есть мужские и женские растения. Коробочки со спорами у сфагнума находятся на верхушках растений по 3–5 штук, а у кукушкина льна — на верхушках только женских растений и по одной штуке.
4. Чем мох отличается от водоросли?
В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв. Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяют как топливо, удобрение и сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.

ПОДУМАЙТЕ!
В сухих степях и полупустынях на поверхности почвы растут некоторые виды мхов. Когда и при каких условиях возможно их половое размножение?
В сухих степях и полупустынях на поверхности почвы растут те виды мхов, которые приспособились к экстремальным условиям недостатка воды и постоянной сухости. У них половое размножение возможно, но при определенных условиях, которые обеспечивают и подходящую среду для развития гаметофитов, и необходимую влажность. Например, после выпадения осадков или в периоды повышенной влажности, когда почва увлажнена.

ИССЛЕДУЙТЕ
СТРОЕНИЕ МХА
Ход работы
1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
У сфагнума длинные, тонкие и ветвящиеся стебли, которые покрыты листьями.
2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Листья располагаются плотно друг к другу и образуют характерные розетки. Они маленькие по размеру, узкие, имеют пористую структуру. По цвету светло-зеленые и желтые.
3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
У сфагнума ветвистый стебель светло-зеленого цвета.
4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите мужские и женские растения.
У мужских растений сфагнума верхушки стеблей образуют маленькие многочисленные колбочки. У женских растений мха сфагнума верхушки стеблей образуют более крупные по размеру колбочки.
5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Споры формируются в спорангиях, а когда созревают, то спорангии открываются и споры высыпаются во внешнюю среду. ветер разносит их на большие расстояния. Попав в благоприятные условия, споры прорастают и образуют новые растения мха.
6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различия?
Похожи мхи и водоросли тем, что у них нет настоящих листьев и корней (есть только структуры для прикрепления к поверхностям — ризоиды).
Различие заключается в том, что у мхов есть отчетливая структура, которая состоит из плохо выраженных листьев и стеблей, которые сформированы в розетки. У водорослей структура простая. Мхи являются растениями суши, а потому приспособлены активно поглощать воду из внешней среды. Водоросли являются обитателями водной среды.
Отличаются у них и способы размножения. Мхи размножаются при помощи спор гамет, которые формируются на гаметофите. У водорослей способы размножения могут варьироваться, включая и разделение клеток, и спорообразование, и половое размножение.
7. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Изучив на примере сфагнума внешнее строение мхов, мы узнали, что эти растения небольшого размера и у них отсутствуют настоящие листья, а вместо корней есть ризоиды, позволяющие им крепиться к почве и поглощать из нее воду с питательными веществами. У мхов пористая структура и они разнообразны по окраске.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Мхи достаточно неприхотливы, широко распространены на нашей планете, имеют большое количество видов. Но даже самые крупные виды мхов не достигают размеров более 80 см. Дайте объяснение данному явлению биологической точки зрения.
Даже крупные виды мхов не достигают размеров более 80 см по нескольким причинам:
1) у них нет сосудистой системы для поддержания своей структуры и транспортировки воды и питательных веществ по телу;
2) у них малое количество клеток, которые способны выполнять фотосинтез и обмен газов, что ограничивает способность к эффективному поглощению и получению достаточного количества углекислого газа.
2. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
Рассматривая под микроскопом листья мха сфагнума, можно увидеть два типа основных клеток: главные и гифы. Главные клетки имеют квадратную или прямоугольную форму, крупнее по сравнению с другими клетками и богаты целлюлозой, что придает им бурый или желтоватый оттенок. У главных клеток также можно увидеть характерные углубления, либо ямки на поверхности, которые способствуют поглощению и удержанию воды.
Второй тип клеток — гифы — представляют собой тонкие, длинные, ветвящиеся клетки, у которых нет стенок, либо они очень тонкие и проницаемые. Они служат для поглощения и транспортировки воды и питательных веществ из окружающей среды к главным клеткам и другим частям растения.
Особенности строения главных клеток и гифов в листьях мха сфагнума способствуют данному растению удерживать большие объемы воды, а также играют важную роль в формировании торфа, потому что оно является основным компонентом торфяника.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РИЧЧИЕЙ
1. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии.
2. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место.
3. Следите, чтобы почва была постоянно влажной.
4. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
5. Результаты наблюдений обсудите с одноклассниками.
Во время наблюдения мы увидели, что риччия хорошо растет на свету, увеличивает свой объем и длину. Через несколько дней она стала расширяться и заполнила почти все пространство банки. Также в зависимости от условий, например, при сильном освещении, она становится ярко-зеленой. Если есть недостаток света, то она меняет свой оттенок на темный или светлый.
Риччия является многоклеточным организмом, который образовывает новые клетки в процессе своего роста.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением